Федеральные законы принимаются президентом рф

Федеральные законы принимаются президентом рф

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"

С изменениями и дополнениями от:

22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г., 1 июля 2017 г., 1 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона – день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, акты палат Федерального Собрания – не позднее 10 дней после дня их принятия. Ратифицированные международные договоры публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Определен порядок опубликования актов в "Собрание законодательства РФ".

Признаны утратившими силу Законы РСФСР от 13 июля 1990 года и от 27 декабря 1990 года, ранее регулировавшие вопросы опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 15 июня 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июня 1994 г., N 8, ст. 801

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Читайте также:  Порядок ознакомления с должностной инструкцией

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Новые законы РФ сначала принимают в Госдуме, а потом одобряют в Совете Федерации. Затем, документ относят на подпись Президенту России.

Подобный официальный порядок принятия различных федеральных законов исключает создание абсурдных или ошибочных правовых актов. Затем, готовый ФЗ публикуют в различных СМИ. Ниже кратко говорится о том, как принимаются законы в РФ, а также перечислены сроки их принятия и иные нюансы.

Российское законотворчество: основные стадии

Законотворчество считают законодательным процессом рассмотрения и принятия Парламентом РФ нового закона Российской Федерации (ФЗ). Сначала в Государственную думу вносят законопроект, а в итоге президент России подписывает готовый документ.

Полномочиями на принятие конституционных или иных федеральных законов наделены те должностные лица и госорганы, которые являются участниками законодательного процесса.

Общая схема принятия ФЗ

До принятия нового ФЗ документ проходит несколько таких стадий законотворчества:

  1. Внесение в Госдуму;
  2. Рассмотрение в Госдуме;
  3. Принятие нижней палатой Парламента РФ;
  4. Одобрение сенаторами в Совете Федерации (Совфед);
  5. Подписание действующим Президентом России.

После того, как по это схеме принимается новый закон РФ, его публикуют в СМИ.

Перечень участников законодательного процесса

Определенные госорганы РФ и должностные лица занимаются разработкой и принятием разнообразных федеральных законов. Таким правом наделены следующие участники законодательного процесса:

  • законодательные органы регионов РФ;
  • члены верхней палаты Парламента РФ — Совфеда;
  • министры и сотрудники Правительство РФ;
  • Президент России;
  • российские суды — КАС, ВАС, ВС РФ;
  • отдельные сенаторы и депутаты Государственной думы.

Ниже приведен порядок принятия федеральных новых законов в Госдуме РФ.

Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме

Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме проводят на заседании этот госоргана и открывают докладом от сотрудника Правительства РФ или иного чиновника, который внес документ на обсуждение. Потом, в профильном думском комитете готовят и принимают определенное заключение на ФЗ. Затем, депутаты обсуждают, дают правовую оценку документу и вносят в него различные поправки.

Проект закона рассматривают 3 раза:

  1. В 1 чтении анализируют главы документа с общими положениями;
  2. Во 2 — рассматривают детали и вносят поправки;
  3. После того как новые законы принимаются Госдумой России в первых двух чтениях, их рассматривают в третий раз, а потом одобряют большинством голосов «За» или, наоборот, отклоняют голосами «Против».

Принятие ФЗ Госдумой

Согласно ч. 2 ст. 105 Конституции РФ, новые законопроекты принимают в Госдуме простым большинством депутатских голосов (50%+1 голос «За»). Принятие в РФ конституционных новых федеральных законов (например, о проведении референдума, введении в стране военного положения или ЧП и др.) проходит по-другому. Такие документы одобряют 2/3 депутатских голосов «За».

Читайте также:  Поработал убери за собой рабочее место

После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед.

Одобрение законопроекта сенаторами

Согласно ст. 105 Конституции РФ, сенаторы одобряют новые законопроекты простым большинством (50% + 1 голос «За»). Конституционные правовые акты в верхней палате российского Федерального собрания принимают после получения 3/4 голосов «За» от лиц, кто принимает федеральные законы. Здесь законопроекты одобряют или отклоняют на протяжении 14 дней.

Согласно ст. 106 Конституции РФ, к таковым правовым актам относят законопроекты о бюджете, о границе, войне и мире и др.

Подписание ФЗ Президентом России

Согласно ст. 107 Конституции РФ, принятый депутатами Госдумы и одобренный сенаторами законопроект передают на подпись действующему Президенту России.

Затем, глава государства ставит на нем свою подпись или накладывает президентское вето на протяжении 14 дней.

Вступление нового ФЗ в юридическую силу

После принятия конкретного закона РФ по вышеприведенной схеме, его в законном порядке публикуют на первых страницах «Российской газеты» и в печатных или электронных изданиях «Собрания законодательства РФ». Это делают на протяжении 1 недели.

Принятый ФЗ вступает в силу спустя 10 дней после его обнародования.

Кто разрабатывает законопроект?

Новые законопроекты сначала разрабатывают в правительстве РФ, а потом их направляют в Парламент РФ. Затем, Госдума и Совфед осуществляют принятие или отклонение конституционных и иных федеральных новых законов.

Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:

  1. Финансовый краткий отчет;
  2. Социальный прогноз;
  3. Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года;
  4. Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году;
  5. Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.

Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ. Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.

Когда ФЗ вступает в силу?

Принятый новый ФЗ вступает в законную юридическую силу с даты его принятия Госдумой. Конституционный закон становится действительным после его одобрения большинством и депутатов, и сенаторов РФ.

Затем, принятый ФЗ публикуют в СМИ. Но, обычно, этот документ вступает в юридическую силу спустя несколько суток после его принятия депутатами и сенаторами.

Кто вносит поправки в ФЗ?

Поправки в ФЗ вносят 1 или несколько депутатов Госдумы в 1 или во 2 чтении. Затем, на протяжении 14 дней, документ рассматривают в Совете Федерации.

Если большинство сенаторов отклоняют полученный из Госдумы законопроект, то согласно ст. 208 БК РФ они проводят согласительную процедуру или в этом случае осуществляется иная юридическая процедура.

Урегулирование межведомственных разногласий

ФЗ не всегда принимают с 1 раза. В ряде случаев между сенаторами и депутатами возникают различные разногласия. Тогда, согласно ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, члены Совфеда создают согласительную комиссию.

Читайте также:  Подтверждение медицинского диплома в москве

Уполномоченный орган разрешает разногласия. Согласительная специальная комиссия проводит анализ ФЗ и конкретных поправок к нему, а затем выносит окончательное решение. Потом, доработанный законопроект снова рассматривают в Госдуме.

При несогласии с конкретными решениями сенаторов, в нижней палате проводят повторное голосование по новому ФЗ. В этом случае законопроект принимают 2/3 голосов «За» от общего количества депутатов.

Наложение вето президентом РФ

После одобрения верхней и нижней палатами парламента РФ закон отправляют на подпись к президенту РФ. На протяжении 2 недель глава государства подписывает его или накладывает президентское вето.

При наложении вето президент не ставит личную подпись на ФЗ. Соответственно, документ не вступает в юридическую силу. Отклоненный законопроект возвращают федеральным законодателям на повторное парламентское рассмотрение и внесение необходимых поправок.

В этой ситуации глава государства подписывает новый ФЗ за 1 неделю.

Виды вето

Вето бывает 3 видов — абсолютным, относительным и выборочным.

В 1 случае такой отказ нельзя отменить. В итоге, ФЗ не отправляют на повторное парламентское рассмотрение тем лицам, кем принимаются федеральные новые законы Российской Федерации.

Правом применения абсолютного вето наделен, например, Совет безопасности ООН. В России президент РФ использует относительный отказ, который спокойно преодолевают в парламенте РФ.

При применении выборочного вето президент страны одобряет или отклоняет весь законопроект целиком, а не его конкретные отдельные статьи. Это создает массу юридических нюансов, потому что порой глава государства одобряет правовой акт с неугодными ему статьями, или отклоняет в целом приемлемый документ. Такое вето редко применяют.

После наложения президентом РФ своего вето на документ Госдума принимает законопроект в самой первой редакции. В этой ситуации новых поправок в ФЗ не вносят.

Нюансы действия ФЗ во времени

После подписания действующим президентом России и официального опубликования нового закона на первых полосах «Российской газеты» и в свежих изданиях «Собрания законодательства РФ», он начинает действовать во всех российских регионах. Период действия правового акта отсчитывают со дня вступления его в юридическую законную силу, а заканчивают — с даты ее утраты.

ФЗ перестает действовать по различным причинам. Это не зависит от тех должностных лиц, кто принимает новый федеральный закон в РФ. Одной из наиболее частых является окончание срока действия этого документа.

Чаще ФЗ не имеет обратной силы. Однако бывают и исключения из этого правила.

Так, согласно ст. 10 УК РФ, новый ФЗ, который смягчает наказание преступника, имеет обратную силу. То есть, этот документ распространяется на деяния, которые были совершены до его вступления в юридическую силу.

Заключение

Юридическая процедура принятия различных федеральных законов в РФ является достаточно сложным делом. Однако, наличие нескольких вышеприведенных стадий рассмотрения законопроекта оправдывает себя. В итоге, независимо от того, кто в нашей стране принимает новый закон, на выходе получают качественный и хорошо подготовленный нормативный правовой акт.

Особое значение уделяют и своевременной публикации принятого ФЗ. Если граждане РФ не знают сути основных положений нового ФЗ, то они не соблюдают их. Такого допускать нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector