Формы и виды собственности на землю

Формы и виды собственности на землю

Планируете купить эту квартиру? Заполните форму и мы зарезервируем её для Вас!

Планируете купить эту недвижимость? Заполните форму и мы зарезервируем её для Вас!

Планируете купить этот дом? Заполните форму и мы зарезервируем его для Вас!

Планируете купить этот земельный участок? Заполните форму и мы зарезервируем его для Вас!

Заказать звонок

24 ноября 2018 года

Все без исключения земельные участки на территории Российский Федерации находятся в собственности. Они могут быть собственностью частых лиц, администрации или государства, но, так или иначе, ничейной земли в нашей стране нет. При этом за каждым собственником закрепляются права и обязанности, которые отличаются в зависимости от того, кто именно является землевладельцем.

Частная собственность на землю

Вид собственности, при котором владеть и распоряжаться землей могут физические лица и коммерческие организации называется частной. Под физическими лицами подразумеваются не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а так же лица вообще не имеющие гражданства.

Важно не путать частную собственность с личной. Землей в личной собственности можно только пользоваться, а если собственность частная, то землей можно распоряжаться по своему усмотрению.

При этом во владение входит все, что расположено на участке, включая водоемы и леса, конечно, если иное не предусмотрено законом. Обязательным условием является документальное подтверждение права собственности. Если лицо не может доказать свое право, его нельзя назвать собственником.

Виды частной собственности

Частное владение землей можно разделить на три вида:

  • Собственность физических лиц или фирм. Вид владения, при котором у земельного участка только один собственник.
  • Совместное обладание. Владение, при котором земельный участок принадлежит нескольким лицам, но доли при этом не выделены.
  • Общая долевая собственность. Вид владения, при котором земля разделена на доли и имеет несколько собственников.

При этом совместно пользоваться одним участком земли могут не только частные лица, но и организации.

Как распорядиться

При распоряжении землей действует правило, разрешено все, что не запрещено. Это означает, что собственник может распоряжаться землей и использовать ее по своему желанию. Дарить, продавать, возделывать, застраивать, выделять доли, завещать, сдавать в аренду – делать все, что не противоречит законодательству. Иначе своей земли можно лишиться.

Налоги

Все собственники недвижимости в нашей стране обязаны платить налоги. Стоит ли говорить, что земля не является исключением?

Налог на землю для физических лиц равен 0,3% от кадастровой стоимости земли. Это значение почти универсально, потому что почти все участки используются для строительства жилых домов, земельного или фермерского хозяйства, если же участок используется под другие нужды, то налог будет составлять 1,5% от стоимости.

Вне зависимости от того, кто является собственником земельного участка, налоги обязаны платить все. В противном случае неуплата грозит штрафами. До 20% для физических лиц и до 40% для коммерческих организаций.

При расчете налога для фирм нужно узнать, используется ли земля аграриями. Если используется, то ставка будет пониженной 0,3%, если нет, то значение вырастет в 5 раз и составит 1,5%. Однако у фирм есть возможность вообще избежать налогообложения. Таким правом, к примеру, пользуются застройщики, которые занимаются строительством многоквартирных домов.

Муниципальная собственность на землю

Муниципальная собственность является частью государственной, но при этом ее принято выделять отдельно, потому что такими участками распоряжаются органы самоуправления.

Земли могут стать муниципальными в следующих случаях:

  • если они переданы из государственной собственности
  • в случае их специального отнесения к муниципальным
  • на основании судебных актов о разграничении участков
  • если они приобретены у различных субъектов

Каким бы образом земля не перешла к муниципалитету, она должна использоваться для нужд населения. А именно обеспечивать работой, жильем или использоваться для отдыха граждан. Несмотря на то, что земли используются для граждан, они делятся на участки открытые для общего пользования и закрытые.

Распоряжение землей

Муниципалитеты в праве распоряжаться своими участками, главное, чтобы все операции были в рамках законодательства РФ. Все деньги, вырученные за операции с муниципальными земельными участками, должны переходить в местный бюджет. Сами земли могут быть переданы в аренду или в собственность как гражданам, так и организациям. При чем последним при определенных обстоятельствах участок может достаться бесплатно.

Аренда муниципальной земли

Как известно бюджет субъектов РФ состоит из федеральных средств и местных. Одним из эффективных способов пополнения местного бюджета является сдача в аренду земельных участков. Арендовать земельный участок можно через аукцион и по упрощенной схеме в обход аукциона.

Когда местные власти хотят отдать земельный участок в аренду, организуется аукцион, информацию о котором можно получить из газет или узнать на сайте муниципалитета.

Аренда через аукцион

Для участия в аукционе необходимо найти интересующий лот, подать заявку по форме, которую установила администрация, предоставить необходимые документы и внести задаток. После этого участник аукциона должен ждать начала торгов. Торги могут состояться, если в них принимают участие минимум 2 человека, при этом проигравшим отдается уплаченный залог. Заключительным этапом будет регистрация договора аренды с победителем аукциона.

Аренда без аукциона

Избежать процедуры аукциона можно, если земля арендуется для ведения крестьянского хозяйства. Здесь есть свои трудности, потому что претенденту необходимо найти несформированный участок и самостоятельно подготовить его схему. После чего необходимо подать два заявления в администрацию, поставить участок на кадастровый учет и только после этого написать заявление на его аренду.

Если физическое лицо никогда не участвовало в приватизации, то у него есть возможность приватизировать полученный у государства земельный участок и стать его собственником. Своим правом могут воспользоваться граждане, которые получили в аренду участки до 1 ноября 2001 года.

Так же не участвовать в аукционах могут льготные категории граждан. Главный минус такой земли в том, что ее нельзя выбрать. Земельный участок предоставляется в результате розыгрыша или жеребьевки. Никто заранее не знает, будет ли этот участок вообще пригоден для использования.

Государственная собственность на землю

Все земли, которые не относятся к частной и муниципальной собственности, считаются государственными. Из-за своей площади эти земли очень значимы как экологически так и экономически. Почти все производственные, промышленные и природоохранные предприятия расположены на государственной земле. Но несмотря на всю значимость эти земли можно арендовать, купить и даже бесплатно получить в собственность путем приватизации или после получения участков под ИЖС.

Виды государственной собственности

Государственные земельные участки могут быть в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Различаются эти виды органами управления. Так земельными участками в собственности субъектов управляют уполномоченные на это органы управления самих субъектов. К примеру, участками Пермского края, которые не принадлежат муниципалитетам и частным лицам, будут распоряжаться органы управления Перми. А всей федеральной землей распоряжаются в Москве. При этом деньги, вырученные с земель субъектов, пополняют бюджет этого субъекта, а средства, полученные с федеральных земель, идут в федеральный бюджет.

Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.

Читайте также:  Какие документы нужны чтобы уехать в германию

Формы собственности на участки

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  1. Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  2. Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  3. Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.

Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

Частная собственность на землю

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

  • ведение хозяйства;
  • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
  • садоводство;
  • дачное или гаражное строительство;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  2. Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
  3. Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.

Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

  1. Безвозмездное пользование — этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
  2. Аренда – требует также договора с собственником.

Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

Общая собственность подразделена на следующие группы.

  1. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.

Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.

Муниципальная форма собственности

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления. В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.

Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Государственные земли

В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.

Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.

Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.

К федеральным землям относятся:

  • земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
  • земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
  • участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
  • земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
  • иные участки.

Ни при каких обстоятельствах не подлежат передаче в иную собственность следующие категории земель:

  • с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
  • природные участки под особой охраной государственного значения;
  • леса и территории в пределах особых экономических зон;
  • земли, находящиеся в резерве для госнужд;
  • территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
  • находящиеся в ведении государственных органов;
  • земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
  • земли с железнодорожными объектами;
  • сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.

К землям федеральных субъектов принадлежат:

  • земли, на которых построены сооружения субъектов РФ;
  • земельные наделы, предоставленные органам и организациям субъектами федерации;
  • сельскохозяйственные земли под дорогами и другими средствами связи, лесными и водными объектами, кроме тех, которые находятся в муниципальной и частной собственности;
  • иные наделы.

К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.

Читайте также:  Можно ли обменять стиральную машину

Перераспределение участков

Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

  1. Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
  2. Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
  3. Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.

Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

  • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
  • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
  • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
  • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.

Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

Форма собственности – экономическое понятие. По определению ч.2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209–217 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной (федеральная и субъектов РФ), муниципальной и иных формах собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

  • * частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;
  • * государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;
  • * муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

Частная собственность – земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами РФ по основаниям предусмотренными законодательством РФ (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) и иностранными гражданами и юридическими лицами и лицами без гражданства (п. 5 ст. 15, п. 5 ст. 28 ЗК РФ). Они являются собственниками земельных участков, приобретенных по предусмотренным законодательством основаниям; имеют право на равный доступ к приобретению земель в собственность; могут получать в собственность государственные и муниципальные земли; собственники зданий и сооружений могут приватизировать государственные земельные участки, на которых они расположены (п. 1.9 ст. 36 ЗК РФ), а иностранные лица с учетом установленных законом ограничений (п. 5 ст. 15, п. 4 ст. 28 ЗК РФ); не подлежат возврату, возмещению и компенсации национализированные до 01.01.1991 г. земельные участки (ст. 25 ЗК РФ). Боголюбов С.А. Земельное право: уч-к – М: Высшее образование, 2010.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь в собственности следующие земельные участки:

земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с п. 5 ст. 28 ЗК земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК.

В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения существует еще одно ограничение субъектного состава участников земельных правоотношений: не вправе иметь в собственности такие земельные участки помимо названных иностранных юридических и физических лиц также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.

Одним из наиболее распространенных оснований приобретения права собственности на земельные участки является приватизация земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 36 ЗК граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено законодательством.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено земельным законодательством. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Машукова В.А. Право собственности на землю граждан и юридических лиц // Юрист. 2009. № 3.

Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности.

Под общей собственностью понимается нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность по действующему законодательству может быть либо долевой, когда имущество, находящееся в общей собственности, делится на определенные доли, принадлежащие каждому из собственников, и совместной — без определения таких долей. По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, если законом не предусмотрено образование совместной собственности на него. Кроме того, ГКРФ (ст. 244) установлено, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц так называемых неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения либо не подлежит разделу в силу закона. В сфере земельных отношений применяется лишь второй критерий, т.к. земельный участок как объект права собственности относится к делимым вещам. Так, в силу ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и земельный участок, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Данная статья носит диспозитивный характер, и не исключается, что имущество крестьянского хозяйства, в том числе и земельный участок, может находиться в долевой собственности его членов в случаях, предусмотренных законом или договором между ними. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 15) было установлено обратное правило: имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности и лишь при единогласном решении его членов оно может находиться в общей совместной собственности. Вполне понятно, что в настоящее время действует положение, установленное новым ГК РФ. Следует также иметь в виду, что согласно действующему законодательству имущество, в том числе и земельные участки, может принадлежать на праве частной собственности как гражданам — физическим лицам, так и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных). Следовательно, право собственности сельскохозяйственных товариществ, обществ, кооперативов также является частной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно поэтому в проекте нового ЗК РФ, права граждан и юридических лиц на земельные участки рассматриваются в одной главе (гл. ХI ). Это не означает, что права граждан и юридических лиц на земельные участки идентичны. Так, юридическим лицам не может принадлежать земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Но, права собственности граждан и юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных, однотипны: и в 1, и во 2-м случае это право частной собственности, что нашло соответствующее закрепление в Конституции, ГК и ЗК. Формы собственности на землю. Примеры их применения. http://zem-kadastr.ru/.

Читайте также:  Договор дарения квартиры между близкими родственниками стоимость

Согласно ст. 16 ЗК государственной собственностью на землю признаются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Федеральная государственная собственность Российской Федерации в целом – вся земля, которая прямо не передана в частную, муниципальную или собственность субъектов Федерации, целевым назначением которой является обеспечение нужд обороны и безопасности, охраны границ и других общегосударственных функций. Права собственника осуществляют органы федеральной власти, а в случаях, предусмотренным законом – юридические лица. Владение не связанно с обязательным использованием земель. Машукова В.А. Право собственности на землю граждан и юридических лиц. Юрист. 2009. № 3.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, это:

признанные таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно п. 2 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Формы собственности на землю. Примеры их применения. http://zem-kadastr.ru/.

Государственная собственность субъектов РФ, республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения – земли в пределах территориальных границ, за исключением земель переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности, целевым назначением которой является решение задач субъекта Федерации. Распоряжение землей осуществляют органы государственного и местного самоуправления путем издания новых правовых актов. Сами субъекты собственности не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель. Право собственника совпадает с осуществлением регулирования и контроля за использованием всех категорий земель. Научный журнал «Молодой ученый» № 5 – Дамдын О.С. Право собственности на землю. — 2011.

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие земельные участки:

признанные таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

приобретенные субъектами РФ по основаниям,

предусмотренным гражданским законодательством.

В их собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность следующие земельные участки:

занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения; землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами;

землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;

землям фонда перераспределения земель и др. Формы собственности на землю. Примеры их применения. http://zem-kadastr.ru/.

Муниципальная собственность на землю – территория в границах муниципальных образований (города и т.п.) различных категорий, основным назначением которой является обслуживание потребностей местного населения, коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, благоустройства и для муниципальных организаций. Права собственника осуществляют органы местного самоуправления и администрации и юридические и физические лица, в случаях предусмотренных нормативными актами.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственностью.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственностью.

Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственности в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципальной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью.

Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с их уставами.

До принятия специального федерального закона оборот земельных участков в крупных городах организуется на основе аренды, продажи права аренды. В малых городах земельные участки могут передаваться в собственность для индивидуального жилого и гаражного строительства, коллективного садоводства. Передача застроенных земельных участков в собственность осуществляется с учетом планируемого целевого назначения участков согласно градостроительной документации. Формы собственности на землю. Примеры их применения. http://zem-kadastr.ru/

Итак, право собственности на землю провозглашено Конституцией РФ, оно включено в основные права и свободы человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ст. 17, 18 и 64 Конституции РФ. Научный журнал «Молодой ученый» № 5 – Дамдын О.С. Право собственности на землю. — 2011.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector