Функции государственного кадастра недвижимости

Функции государственного кадастра недвижимости

Исключительно велико значение кадастра недвижимости для России, когда проводится земельная реформа, вводится многообразие форм собственности и владения землей, усиливается роль экономических методов регулирования и стимулирования рационального использования земли, возрастает материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.

В этой связи современный кадастр недвижимости выполняет следующие взаимосвязанные функции.

Юридическая (правовая) – определяет права на землю и осуществляет их защиту (регистрация правового статуса земельных участков, и прочно связанных с ним объектов недвижимости, контроль за законностью сделок, разрешение земельных споров и др.). Сведения ГКН имеют юридическую силу и государственный статус, а потому являются единственно достоверными для налоговых, финансовых, правоохранительных, судебных и иных органов.

Фискальная (налоговая) – в связи с развитием рынка земли и недвижимости. вовлечением их в гражданский оборот определяет необходимые рыночные атрибуты (ставки земельного налога, арендной платы, цену земли., стоимость земли, определяет налогооблагаемую базу (регистрация налогоплательщиков, накапливает информацию о поступлении налоговых платежей за земельные ресурсы и объекты недвижимости).

Учетная – охватывает учетом и управлением земельные ресурсы и объекты недвижимости как национальное достояние (количество, качественное состояние, местоположение, распределение по категориям, собственникам, пользователям). ГКН – единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта являются сведения о нем внесенные документы ГКН.

Экономическая – проводит экономическую оценку, определяет нормативную цену земли, создает основу экономического стимулирования рационального ее использования. Создание ГКН требует больших затрат, так как каждый объект недвижимости должен быть определен на местности, задокументирован, учтен, зарегистрирован. Помимо этого дорогостоящими являются работы по описанию и оценке объектов недвижимого имущества.

Экологическая – накапливает сведения о земле как об уникальном природном объекте и обеспечивает информацией природоохранные мероприятия.

Техническая – создает, обновляет, передает планово- картографические материалы( кадастровые карты, планы, схемы ).

Архивно-информационная – создает многоцелевой специализированный комплекс для накопления, хранения, обработки, передачи данных о земле и недвижимости заинтересованным юридическим и физическим лицам на базе современных технических средств.

Основные принципы ведения кадастра недвижимости установлены федеральным законом №221 от 24.07.2007 г «О государственном кадастре недвижимости»

1. Единство системы кадастровой информации и документации, стандартизованный подход к составу, структуре и способам хранения информации.

ГКН осуществляется на всей территории Российской Федерации на основе единой технологии, единой системе информации и документации, обеспечивая общедоступность и непрерывность актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях и электронных носителях, приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

3. Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, созданной в установленном Правительством Российской Федерации порядке и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях. Особенности соответствующего взаимодействия органа кадастрового учета и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших документов (заявочный принцип). Кадастровый учет проводится только в результате волеизъявления физических, юридических лиц или органов государственной власти и местного самоуправления.

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

7. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

9. В государственный кадастр недвижимости вносятся и сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (

1.3Организация кадастровой деятельности в России

Учетом и оценкой земель и объектов недвижимости в разные годы занимались различные организации (табл.1.)

С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно Закону орган кадастрового учета Росреестр ( с 1 марта 2009 года Роснедвижимость и Роскартография упразднены) курирует вопросы ведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН), который содержит как сведения о кадастровом учете земельных участков, так и информацию о технической составляющей объектов недвижимости.

Полномочия по государственному кадастровому учету и ведению ГКН осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457. Росреестр осуществляет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы (Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации), их структурные подразделения (далее – обособленные подразделения).

Функции органов земельной службы по проведению учета земель и объектов недвижимости

Наименование органа, осуществляющего кадастровый учет земель До 1990 года 1990-2000 гг. С 2001 по настоящее время
Отделы землеустройства Министерства сельского хозяйства СССР Учет количества и качества земель
Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству РФ Учет количества и качества земель
Территориальные отделы Росреестра РФ Учет количества и качества земель
Федеральные государственные земельно-кадастровые палаты (ФГУ ЗКП) Кадастровый учет земельных участков с 2008 г ГКУОН
Органы Ростехинвентаризации Технический учет зданий,помещений, объектов капиталь-ного строительства (до 01.01.2010 г) Техническое опи-сание объектов недвижимости (с 2010 г)

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенный в государственный кадастр недвижимости, переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 473 реорганизованы в филиалы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации.

Читайте также:  Образец частной жалобы по гражданскому делу

Основная цель службы – оказание более доступных и качественных услуг в сфере недвижимости и прав на нее, а также формирование российской инфраструктуры пространственных данных, востребованных во всех секторах российской экономики. Создание нового ведомства необходимо для унификации административных процедур, повышения управляемости, технологического объединения информационных систем, что позволит снизить издержки государства, граждан и организаций. В настоящее время для оформления прав собственности, например на дачу, гражданам не придется обивать пороги разных ведомств, а достаточно будет обратиться в "одно окно".(многофункционального центра)

Государственный технический учет объектов недвижимости осуществлялся органами БТИ до 01.01.2010 г. В переходный период органы БТИ в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдавали кадастровые паспорта объектов недвижимости

К тому же, начиная с 2012 года, Росреестру подведомственны функции и полномочия федеральной регистрационной службы, в части ведения Единого государственного реестра прав объектов недвижимости и сделок с ними (ЕГРП).

Закон устанавливает перечень работ, которые необходимы для подготовки документации для целей проведения кадастрового учета объекта недвижимости (кадастровая деятельность). При этом кадастровую деятельность вправе осуществлять физические лица, которые имеют квалификационный аттестат кадастрового инженера. Успешно сдавшим аттестацию лицам, квалификационные аттестаты предоставляются органом исполнительной власти субъектов РФ. Орган кадастрового учета ведет Государственный реестр кадастровых инженеров, которые осуществляют свою деятельность либо индивидуальную, либо в качестве индивидуальных предпринимателей, либо в качестве работников юридического лица.

Кадастровые работы осуществляются на основании, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством, договора подряда на выполнение кадастровых работ, который является публичным договором. Результатом кадастровых работ являются следующие документы:

– межевой план (земельного участка);

-технический план (строения, сооружения, объекта незавершенного строительства);

– акт обследования ( в случае снятия с учета объекта недвижимости).

Важным нововведением является установление порядка согласования местоположения границ земельных участков. Так, согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством отправления с уведомлением о вручении и по адресам электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, либо опубликовывается в печатном издании, являющемся источником опубликования нормативных правовых актов органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее, чем за 30 дней до дня проведения данного собрания.

Кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 1 марта 2008 года. При этом до 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять землеустроительные организации.

Ликвидировать очереди министерство надеется и за счет еще нескольких новаций. Пока общий поток сильно тормозят корпоративные клиенты – представители фирм, оформляющих сразу по нескольку сотен объектов недвижимости. В министерстве собираются "отделить" корпоративных клиентов от обычных граждан. Представители фирм смогут общаться с регистрирующими органами на специальном сервере и не выходя из собственного офиса. В настоящее время в офисах установлены и терминалы для граждан, так называемые информаторы, где можно будет записаться в "электронную очередь", уточнить, какой пакет документов надо представить на регистрацию, заполнить некоторые бланки. В некоторых регионах начинаются создаваться многофункциональные центры, в которых заявители могут обратиться для оказания государственных услуг в «Одно окно»

Вопросы для самоконтроля

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основы государственного кадастра недвижимости. Виды кадастра.

Цель и задачи создания, функции государственного кадастра недвижимости.

Исторический аспект развития кадастра в Россия и за рубежом.

Обьекты кадастрового учета. Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Органы исполнительной власти ведения государственного кадастра недвижимости.

Нормативно- правовая основа ведения государственного кадастра недвижимости.

Основные положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»

Основные положения Земельного кодекса РФ

Кадастр как система налогообложения.

Субьекты и объекты земельных отношений.

Структура земельного фонда РФ

Отношения собственности на землю

Единый кадастр учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество.

Основные этапы проведения межевания и получения кадастрового паспорта( кадастровой выписки).

15.Назначние и содержание учета земель

Количественный и качественный учет объектов недвижимости. Учетные единицы

Принципы и единицы кадастрового деления. Особенности присвоения кадастровых номеров.

Сведения и документы необходимые для кадастрового учета.

Организация и порядок выполнения работ по инвентаризации земель

Нормативная документация по инвентаризации земель населенных пунктов.

Содержание работ по инвентаризации земель

Зонирование городского пространства.

23.Понятие и содержание оценки земель

Виды и методы оценки земель

Бонитировка почв

Методы бонитировки почв

Качественная оценка земель.

Методика кадастровой оценки земель населенных пунктов в России

Экономическая оценка земель

Основные положения мониторинга земель.

Цели и задачи мониторинга земель.

Функции, источники и средства получения информации о земельных участков.

Геоинформационные технологии и их использование о земельных участках государственного кадастра недвижимости

Геоинформационные системы (ГИС), ГИС на трех уровнях управления.

Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН): цель, основные задачи, структура.

Кадастровый инженер

1.Основы государственного кадастра недвижимости. Виды кадастра.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) — это установ­ленная государством система учета, регистрации и оценки земель, которая направлена на регулирование земельных отношений и включает сведения о правовом, хозяйственном и природном состо­янии земель (техническое, экономическое и правовое описание зе­мель).

Полномочия по ведению государственного кадастра недвижи­мости, государственному учету недвижимого имущества, предо­ставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недви­жимости, переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъ­ектам Российской Федерации.

В Российской Федерации ведутся три реестра земель, в кото­рых отражаются сведения о субъекте и объекте прав на объекты недвижимого имущества (индивидуальные номера и описание объ­екта и субъекта прав), включая земельные участки (рис. 2.1).

Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) ведут феде­ральные государственные учреждения и Земельные кадастровые палаты Федеральной службы государственной регистрации, када­стра и картографии. Данный реестр предназначен для учета сведе­ний о земельных участках. В ЕГРЗ отражают кадастровый номер земельного участка и описание земельного участка.

Единый государственный реестр прав (ЕГРП) ведут территори­альные органы юстиции (Регистрационные палаты). Данный ре­естр предназначен для регистрации прав на объекты недвижимо­сти и сделок с ними. В ЕГРП отражаются сведения об объекте, субъ­екте прав и вид права.

Читайте также:  План график выполнения работ

Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) ведут территориальные органы налоговой службы. В ЕГРН отра­жаются сведения о субъекте прав, включая его индивидуальный.

Сведения о правах на земельные участки, а также об обремене­ниях этих прав вносят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) на основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Эти доку­менты сложные, они состоят из целого ряда документов.

Документы Государственного кадастра недвижимости кадаст­рового района подразделяются на основные, вспомогательные и производные.

В состав основных документов ГКН входят:—государственный реестр земель кадастрового района (ГРЗ КР),

который предназначен для проведения государственного ка­дастрового учета земельных участков;

—дежурная кадастровая карта (план) (ДКК), предназначенная для документирования актуальных сведений о границах зе­мельных участков, учтенных в ГРЗ КР;

Цель и задачи создания, функции государственного кадастра недвижимости.

Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости

Основные функции ГКН
1. Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них
2. Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.
3. Информационная. Информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Можно выделить следующий комплекс задач, связанных с ве­дением ГКН:

—учет землепользователей;—формирование правоустанавливающих документов на землю

(свидетельство, государственный акт, договор аренды);—расчет земельных платежей;—зонирование земель с разделением их по категории, целевому

назначению, правовому режиму, наличию и состоянию угодий (рис. 2.2; 2.3);

—мониторинг использования земельного фонда региона;—установление и регистрация ограничений и сервитутов;—формирование государственной статистической отчетности;—состав графической информации, заносимой в базу данных;—экономические и функциональные зоны;—учетные и кадастровые единицы (город, массив, квартал, зе­мельные участки, угодья); —зоны ограниченного пользования и сервитуты;—объекты обзорного характера.

Назначение и содержание государственного кадастра недвижимости

1.2.1 Причины введения нового ФЗ-№221 «О государственном кадастре недвижимости»

Центральным законодательным актом в последующем становится Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», установившем понятие государственного кадастра недвижимости – «систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом».

Введение нового закона было вызвано рядом причин:

1. Произошли принципиальные изменения в системах государственного кадастрового учета, регистрации прав и налогообложения недвижимости:

– расширена сфера кадастрового учета. Осуществляется переход к единому кадастровому учету земельных участков, зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства. Это ведет к многократному увеличению количества и сложности объектов учета;

– изменены принципы налогообложения земельных участков и иной недвижимости. Налоги исчисляются на основании государственной кадастровой стоимости объекта, для этого необходимо было провести кадастровую оценку и упорядочить сведения по огромному числу объектов на всей территории России;

– ужесточены требования к государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Кадастровый учет земельных участков стал необходимым условием проведения регистрации прав, а кадастровый план объекта обязательно должен быть предоставлен в составе пакета документов на государственную регистрацию прав;

– ужесточены требования к проведению землеустроительных работ и описанию земельных участков, требования к топологии объектов (учет и смежеств) и функциям пространственного анализа, необходимым для установления сервитутов и учета зон регулирования права;

– введены новые требования учета основных средств. На балансовом учете предприятия могут находиться в составе основных средств объекты недвижимости (в т.ч. земельные участки), которые прошли процедуру государственной регистрации прав.

2. Развивается рынок недвижимого имущества, активизируются процессы купли-продажи, аренды и залога недвижимого имущества, что потребовало детального описания объектов, согласования границ собственности, определения зон ограничения действия прав и ответственности.

Проблемы, обуславливающие необходимость перехода к государственному кадастру недвижимости. Функции ГКН

Необходимость перехода к государственному кадастру недвижимости обусловлена следующими проблемами:

– отсутствием в РФ эффективно действующей системы реальной защиты прав собственников на недвижимое имущество;

– отсутствием единых подходов к формированию, инвентаризации и оценке объектов недвижимого имущества для их налогообложения;

– наличием ведомственной разобщенности и конфронтационности при создании и ведении кадастров и реестров в сфере управления земельными ресурсами и иной недвижимости;

– отсутствием единого информационного пространства для целей эффективного управления недвижимостью, что в целом имело социально-экономические последствия, выражающиеся в следующем:

– неоправданных издержках собственников и иных правообладателей недвижимого имущества при формировании, учете и регистрации их прав;

– сложности с однозначным определением местоположения объектов недвижимости;

– возможности регистрации прав разных лиц на одни и те же объекты недвижимости;

– наличием большого числа неучтенных объектов, самовольных построек, занятых самовольно земельных участков;

– неоправданным снижением инвестиций в недвижимость вследствие «непрозрачности» учетно-регистрационных процедур;

– неэффективностью действующей системы налогообложения объектов недвижимости;

– недобором платежей в бюджетную систему РФ;

– отсутствием стимулов к максимально эффективному использованию объектов недвижимости.

Основными целями создания кадастра недвижимости являются:

а) реализация государственных гарантий прав собственности на недвижимость;

б) сбор имущественных налогов;

в) выполнение задач управления территориями.

Согласно существующей концепции к основным функциям ГКН относятся:

1. Учетная – проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в т.ч. для целей регистрации прав на них. Основанием для проведения государственного кадастрового учёта является заявление заинтересованного лица о кадастровом учете с приложением необходимых документов. Результатом проведения государственного кадастрового учета является присвоение объекту кадастрового номера, используемого при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же для определения налоговой базы.

2. Фискальная – формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения государственной кадастровой оценки.

3. Информационная – информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления, муниципальных органов достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Реализация этих функций ГКН обусловлена следующими предпосылками:

– является источником сведений о налоговой базе для объектов налогообложения, привязанных к земельным участкам, однозначно идентифицированных на территории страны;

– является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;

– кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки, фиксируется в кадастре;

– публичность сведений кадастра позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов [34].

К основным задачам государственного кадастра недвижимости относятся:

– создание единого кадастра недвижимости (то есть единой системы документов и сведений обо всех видах объектов недвижимого имущества в РФ);

Читайте также:  Сверка очереди на жилье минск

– переход к использованию кадастровой стоимости объектов недвижимости как налогооблагаемой базы для имущественных налогов, рассчитанной на основе методов массовой оценки и, в необходимых случаях, рыночной стоимости недвижимого имущества;

– решение вопросов информационного обеспечения государственного управления, контроля, экономической оценки и налогообложения объектов недвижимости;

– совершенствование деятельности в сферах технической инвентаризации объектов недвижимости и землеустройства;

– обеспечение обязательности государственного кадастрового учета объектов недвижимости в единой системе кадастра объектов недвижимости на основе единых технологий;

– обеспечение презумпций официального описания объекта недвижимого имущества, внесенного в кадастр (рисунок 1.1).

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории РФ, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Основные положения государственного кадастра недвижимости заключаются в следующем:

1. Государственный кадастровый учет объекта недвижимости представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации, как объекта права и налогообложения.

2. Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер.

3. Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.

Государственный кадастр недвижимости формируется в единую стандартизированную, действующую в едином правовом пространстве государственную систему. По А.А. Варламову единый (что означает наличие единственной системы кадастрового учета по всей территории России), стандартный (что означает единообразие структуры, формы, процедур по всей территории России, обеспечивающее технологическую и правовую однородность системы) и централизованный (ведущуюся по единой методологии из одного управленческого центра) кадастр является единственным законным инструментом идентификации регистрации физических характеристик и признаков недвижимого имущества.

В государственный кадастр недвижимости должны быть включены сведения о земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства. Положения закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Понятие объекта учета (земельного участка) в ГЗК было дано ФЗ-28 «О государственном земельном кадастре». Согласно этому понятию, земельный участок – это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также всё, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

После принятия и вступления в силу ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости», ФЗ-141 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений» была введена новая статья Земельного кодекса Российской Федерации. В этой статье дано новое определение земельного участка, как одного из объектов учета в ГКН. Земельный участок – это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

По сути теперь не существует приоритета земельного участка как объекта недвижимости перед другими объектами недвижимости. Не учитываются свойства земли и её особая роль как средства производства и пространственного базиса. В связи с этим изменилась технология государственного кадастрового учета: объекты капитального строительства могут быть поставлены на учет без связи с учетом земельного участка и им присваивается кадастровый номер, который не связан с номером земельного участка. Кроме того, к объектам недвижимости, учитываемым в ГКН, относятся только объекты капитального строительства (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения) и леса (поставленные на учет как ранее учтенные).

К объектам кадастрового учета не относятся участки недр, а также подземные сооружения, так как из определения земельного участка изъята его часть: «все, что находится под поверхностью земельного участка».

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: реестра объектов недвижимости; кадастровых дел; кадастровых карт.

Государственный кадастр недвижимости занимает определенное место в системе регулирования недвижимости, что подтверждается:

1. Взаимосвязью ГКН с регистрацией прав на объекты недвижимости:

– единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН;

– ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничены;

– в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы;

– для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.

2. Взаимосвязью государственного кадастра недвижимости с налогообложением:

– ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;

– кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;

– кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки, фиксируется в кадастровой недвижимости;

– публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;

– на основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода к перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.

3. Взаимосвязью государственного кадастра недвижимости и отраслевых учетов природных ресурсов:

– кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;

– иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, кадастровым кварталам;

– информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;

– в перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.

4. Взаимосвязью государственного кадастра недвижимости и государственного прогнозирования и планирования:

– информационное обеспечение органов власти;

– оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;

– кадастровая недвижимость позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.

Ведение ГКН производится в порядке, установленном Приказом Миниюста РФ от 20.02.2008 г. №35 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах и не применяется в отношении сооружений (линейных и тому подобных), расположенных на территории более чем одного кадастрового округа.

Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 1106 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector