Из чего состоят земли лесного фонда

Из чего состоят земли лесного фонда

Земли лесов располагаются на обширных территориях Российской Федерации, отличаются от других массивов по ряду специфических признаков.

Являются важнейшим сырьевым ресурсом страны и регулируются специальными правовыми нормами, существенно отличающимися от норм регулирования земель других категорий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Понятие и общая характеристика

К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.

Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.

Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.

Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:

  • лесных дорог;
  • лесных складов;
  • объектов для переработки заготовленной древесины.

Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.

В силу особых функций природного и экономического характера для экономики страны, эти земли входят в состав:

  • Государственного земельного фонда.
  • Государственного лесного фонда.

Некоторые участки относятся и к государственному земельному, и лесному фондам. В некоторых случаях территории, покрытые лесом, не входят в лесной фонд, относясь к иным категориям земельных участков (ЗУ):

  1. земли рекреации;
  2. природоохранные зоны;
  3. защитные полосы и т.п.

В целом лесной фонд делится на виды.

Лесничества и лесопарки

В лесной фонд входят лесничества и лесопарки. Здесь допускаются только определённые виды работ, допускающие извлечение пользы из природных лесных ресурсов, в том числе – их санкционированная вырубка. С разрешения федеральных и муниципальных властей допускается организация зон отдыха для граждан населённого пункта. Соответственно регламенту законодательства, развивается лесная инфраструктура (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ).

Эта категория отличается наличием древесных пород из числа лиственных и хвойных. Древесные породы занимают порядка 99% всей площади. Кроме этого здесь располагаются свободные территории, не покрытые древесной и кустарниковой растительностью, но предусматривается их насаждение и разбивка лесного массива. Или – растения погибли в результате пожара и иных стихийных бедствий, но предусматривается восстановление территории путём спасения оставшихся объектов и насаждения новых.

Их перечень следующий:

  • вырубки;
  • гари;
  • естественные и искусственные редины;
  • прогалины.

Нелесные территории

К ним относятся территории, на которых не произрастают непосредственно деревья и кустарники. В них входит расположение иных природных объектов, не входящих в лесной массив, но перемежающих его или находящихся на территории произрастания леса:

  • луга, опушки, болотистая местность;
  • пересекающие лесное пространство реки;
  • озёра и иные водные источники;
  • каменистые россыпи и дороги.

Они входят в установленную категорию, относясь к соответствующему кадастровому кварталу, откуда не могут быть произвольно изъяты. А также с учётом того, что без них лес как экосистема существовать не может, так как он состоит из сомкнувшихся и не сомкнувшихся площадей лесных культур.

Классификация

Такие земли подразделяются по классам особенностей лесных массивов, которые на них произрастают, а также – по целевому использованию лесов:

  1. Эксплуатационные и резервные леса, которые не входят в иные категории. Определяются как «ценные леса».
  2. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях и могут смежаться с особо охраняемыми землями, изменяя свою категорию.
  3. Леса, расположенные в водоохранных зонах.
  4. Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе – особо защитные участки.

Какие выделяют зоны по видам и результатам мониторинга?

Мониторинг указанных земель является комплексным процессом, направленным на улучшение природоохранных мероприятий. Состоит из:

  • наблюдений;
  • анализа и оценки;
  • прогнозов развития зоны мониторинга.

Выбор зон для мониторинга производится по следующим показателям:

  1. изучение опасности образования лесных пожаров;
  2. изучение и оценка лесных ресурсов;
  3. изучение и оценка земель, входящих в лесной фонд;
  4. изучение малоосвоенных массивов;
  5. анализ полученной информации для международных программ и соглашений.
Читайте также:  Запись на подачу визы в польшу

На основе анализа выделяются:

  • зоны риска;
  • зоны повышенной эффективности;
  • зоны, требующие последующего изучения;
  • зоны эксплуатации;
  • резервные зоны.

Зоны риска выделяются на основании повышенной пожароопасности и могут подразделяться по классам риска. Зоны эффективности смежаются с определением зон эксплуатации и резервных зон. Для эксплуатации считаются пригодными угодья, где в текущий момент допускается вырубка и иные виды пользования, не снижающие качеств лесного массива. В резервных зонах вырубка не допускается в течение ближайших двадцати лет.

Для дифференциации зон эффективности предусмотрено применение классификации эффективности использования. Малоосвоенные массивы распределяются по приоритету освоения тех или иных участков. Основываясь на совокупности целей мониторинга, приходится использовать принцип зонирования достаточно условно, в комплексе с другими принципами и подходами.

Особое внимание уделяется изучению экологического состояния лесов и прилегающих к ним территорий:

  • взаимовлияние соседствующих экосистем друг на друга;
  • необходимость вмешательства в происходящие природные процессы;
  • эффективность использования экосистем.

На основании данных, полученных в результате мониторинга, осуществляется управление ресурсом. Выбираются массивы для вырубки, или восстановления, для перевода в другие категории.

Распределение территории по категориям

Кроме того, что массивы, покрытые лесом, входят в категорию лесного фонда, они могут относиться к иным категориям и служить соответствующему целевому назначению. В том числе:

  1. Защитные лесополосы вдоль железных дорог, которые относятся к землям транспорта и входят в категорию земель промышленности и специального назначения.
  2. Лесные массивы, прилегающие к зонам населённых пунктов, или входящие в них, относятся к категории земель поселений.
  3. Лесопосадки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые входят в данную категорию.
  4. Защитные лесополосы приграничных районов, входящие в зону обороны и безопасности.
  5. Территории, переданные под организацию отдыха или под заповедники и иные мероприятия, которые вошли в категорию особо охраняемых зон рекреационного и природоохранного назначения.
  6. Запретные полосы по берегам некоторых водоёмов, относящиеся к водному фонду.

Лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в любой форме собственности в соответствии со ст. 15-19 ЗК РФ, если данное обстоятельство соответствует нормам законодательства. О том, как оформить земли лесного фонда в собственность, мы писали тут.

Прецеденты для изменения категории могут быть нижеследующими:

  • передача военному ведомству для оборонных нужд;
  • расширение границ населённого пункта;
  • передача муниципальному образованию для публичных нужд.

Распределением лесных зон по категориям занимается Рослесхоз, под отчёт перед Правительственными комиссиями. Для такой процедуры необходимо обоснование причин изменения категории, с опорой на заключение государственных, экологических и независимых экспертов и комиссий.

Земли лесного фонда могут относиться к соответствующей категории и входить в состав государственных земель. А могут распределяться по другим категориям, выполняя дополнительные функции, связанные с целевым назначением земель, в которые они были выделены. Для эффективного использования этого ресурса предусмотрен мониторинг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Земельные ресурсы Российской Федерации по видам использования делятся на семь категорий. Преобладают леса, которые составляют 65% от площади территории государства.

Определение

Земли лесного фонда – природный хозяйственный объект собственности федерального значения. Это леса и участки, предназначенные для лесной промышленности. Исключение составляют массивы городских поселений и территории, которыми распоряжается Министерство обороны РФ.

К землям лесного фонда (ЛФ) не относятся:

  • наделы сельскохозяйственного назначения;
  • насаждения кустарниковой растительности;
  • участки водного фонда.

Подробный список массивов ЛФ регламентирован положениями статьи №23 Лесного кодекса РФ.

Какие земли относятся к лесному фонду

Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:

  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:

ВАЖНО! Границы земель ЛФ определяются по специальным межевым знакам или по картографическим материалам. Их исключение или присоединение происходит в соответствии с действующими законами Лесного и Земельного кодексов.

Виды разрешенного использования

Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.

Читайте также:  Апелляционная жалоба госпошлина и срок для обжалования

Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:

  • рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
  • обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
  • соблюдать правила, нормы лесопользования;
  • поддерживать биологическое многообразие видов;
  • сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.

Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:

  • заготовка древесины;
  • елей к Новому году;
  • древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
  • сенокос;
  • создание пасек;
  • выпас скота;
  • устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.

ВАЖНО! Арендаторам государственных зон разрешается по согласованию строить на объектах вспомогательные здания и сооружения.

Можно ли оформить в собственность

По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.

Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:

ВАЖНО! Процедура изменения ВРИ участка, принадлежащего лесному фонду, длится долго. Поэтому, чтобы пользоваться, заключают арендное соглашение по интересующему объекту.

Как перевести землю лесного фонда в другую категорию

Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:

  • изменение назначения участка в устроительной документации;
  • увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
  • по решению экологической экспертной группы;
  • невозможность использования территории по основному назначению;
  • прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
  1. Получить сведения из ЕГРН.
  2. Составить заявление.
  3. Собрать документы.
  4. Получить решение.

Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:

  • правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
  • отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
  • паспорт (для физических лиц);
  • заявление;
  • выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
  • решение экологической экспертной группы (если требуется);
  • выписка о характеристиках территории из Росреестра;
  • расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.

Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:

  • наименование учреждения, в которое подается обращение;
  • персональные данные заявителя;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • текущая категория надела;
  • в какой ВРИ переоформляется;
  • подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.

Земли лесного фонда – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности.

Земли лесного фонда, вопреки расхожему мнению, – это не только леса и лесополосы, охраняемые государством, но и земельные участки, которые предназначены для восстановления лесов, а также участки, которые предназначаются для целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности. Находятся земли лесного фонда под юрисдикцией, как Земельного кодекса, так и Лесного кодекса РФ.

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Читайте также:  Навыки и умения для резюме продавца консультанта

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

Осуществление деятельности по туризму и отдыху граждан

Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.

При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector