Коммунально бытовые нужды это

Коммунально бытовые нужды это

Авторы: Автор: О. Храпова (ООО "Сервис-нафта"),

Предлагаем Вашему вниманию первую из опубликованных консультаций в выпуске газеты №9 за 2009г.

Я зарегистрировал ООО "Юридическая консультация "Ваше право". Арендовал помещение, провел отопление и подал заявление на поставку газа. Поставщик газа установил в договоре условие о применении повышающего коэффициента за перерасход газа. Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 05.02.98 № 162 "Правила поставки газа в РФ" такие правила не применяются к населению и коммунально-бытовым потребителям. В нормативных документах не могу найти понятия "коммунально-бытового потребителя". Мне говорят, что моя организация не подпадает под это понятие, поскольку оказывает юридические услуги. Однако я потребляю газ на коммунально-бытовые нужды, отопление офиса. Собираюсь передавать спор на рассмотрение суда. Как доказать, что я коммунально-бытовой потребитель?

Р. Антонюк, г. Москва

Российское законодательство действительно не дает определение понятию "коммунально-бытовой потребитель", хотя активно им оперирует. Поэтому четкого и однозначного алгоритма доказывания того факта, что юридическое лицо относится к категории коммунально-бытовых потребителей газа, нет. Тем не менее исходя из сложившейся судебной практики, а также обычаев делового оборота можно выделить некоторые основные моменты.

Так, Федеральный закон от 31.03.99 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" дает определение понятия "потребитель газа", под которым понимается юридическое или физическое лицо (абонент, субабонент газоснабжающей организации), приобретающее газ поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Определение понятий "коммунально-бытовой потребитель" приведено в стандарте организации "Газораспределение. Термины и определения. СТО Газпром РД 2.5-141-2005", утвержденном распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 № 18. Согласно п. 3.2.18 указанного руководящего документа коммунально-бытовыми признаются те потребители, которые используют газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).

Вместе с тем вопрос о том, будут ли суды руководствоваться данным документом при квалификации потребителя в качестве "коммунально-бытового", является на сегодняшний день дискуссионным.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые в п. 3 оперируют понятием "абонент" и указывают, что в качестве последнего может выступать в том числе и юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

Анализ судебной практики показывает, что в настоящее время сложилась устойчивая тенденция к сужению круга субъектов, относимых к категории коммунально-бытовых потребителей, по сравнению с тем кругом субъектов, который можно было бы определить исходя из критериев, приведенных в РД 2.5-141-2005.

Доказывая возможность отнесения указанной в вопросе организации к категории коммунально-бытовых потребителей газа, представляется целесообразным обратить внимание на следующее.

Цель приобретения и использования газа является важнейшим критерием для определения статуса потребителя. Показательно Постановление ФАС СКО От 13.01.2009 № Ф08-7935/2008, в котором суд признал истца – коммерческую организацию, использующую поставляемый газ для отопления производственных и административных помещений, не подпадающих под льготный режим. Суд, в частности, указал, что "понятие коммунально-бытовой потребитель", как и "коммунально-бытовые нужды", законодателем не определено, поэтому для отнесения конкретного покупателя газа к категории "коммунально-бытовой потребитель" (коммунально-бытовые нужды) должна быть известна цель приобретения им газа. Отопление производственных помещений общества, используемых в предпринимательской деятельности, не относится к коммунально-бытовым нуждам. "

Этот вопрос был предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что "израсходованный организацией газ сверх договорных объемов направлен на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией объектов коммунально-бытовой сферы (медицинских учреждений, больниц, роддома, детского образовательного учреждения). Таким образом, судебные инстанции, установив в качестве цели приобретения ответчиком транспортируемого газа обеспечение населения и объектов коммунально-бытовой сферы теплом и горячей водой, сделали вывод о возможности отнесения ответчика к числу коммунально-бытовых потребителей" (Определение от 06.06.2008 № 5708/08 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

Важно доказать тот факт, что услуги, оказываемые указанной в вопросе организацией, относятся к коммунально-бытовой или социальной сфере. В данном аспекте представляется небезынтересным Постановление ФАС ЗСО ОТ 24.02.2005 № Ф04-568/2005(8718-А46-12).

Отметим, что исходя из ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемом случае указанные тарифы определены п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162, который носит императивный характер.

Следовательно, основанием для возможности применения поставщиком газа к покупателю повышающего коэффициента является совокупность следующих фактов: перерасход покупателем газа и отсутствие предварительного согласования перерасхода газа с поставщиком. При отсутствии хотя бы одного

из них, например при наличии соглашения сторон о согласовании дополнительного объема газа, правовых оснований для требования оплаты газа по повышенным тарифам не имеется, что в полной мере корреспондируется с судебной практикой, в частности с Постановлением ФАС СКО ОТ 02.08.2007 № Ф08-4485/2007.

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

автор: Пархачева Марина

Как оплачивать за электроэнергию в кладовом или ином подсобном помещении, имеющем статус нежилого помещения

С 01.01.2017 собственники нежилых помещений, расположенных в МКД, обязаны заключить прямые договоры электроснабжения с РСО (подробнее в журнале « Председатель ТСЖ » №2(112) 2016 стр. 42-44 «По следам ПП РФ №1498 от 26 декабря 2016 г.»). При заключении таких договоров многие РСО пытаются вменить всем потенциальным контрагентам-физическим лицам так называемые плавающие цены, которые гораздо больше, чем регулируемые тарифы, установленные для населения. При этом РСО не обращают внимания на то, для каких целей используется нежилое помещение.

Читайте также:  Акс финанс белгород отзывы должников

Одновременно владельцы нежилых помещений, использующие их для хозяйственно-бытовых нужд (хозяйственные кладовые, подсобное помещение и т.п.), не понимают, почему они должны платить за электроэнергию по завышенным ценам.

Позиция РСО

РСО, поставляющие электроэнергию, в первую очередь, исходят из положения подп. "б" п. 22 Правил, обязательных при заключении УК или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила заключения договоров).

В нем говорится о том, что стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений, рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению. В исчерпывающий список потребителей, приравненных к населению, владельцы нежилых помещений не входят. Данный список утвержден в Приложении 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178. "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". В списке отражены различные НКО, использующие электроэнергию для некоммерческих целей.

Исходя из сказанного РСО делают следующие выводы: применение тарифа для категории "население" невозможно исходя из статуса нежилого помещения, в список потребителей, приравненных к населению, владельцы нежилых помещений не включены. Поэтому они должны платить за электроэнергию по тем же ценам, что и коммерческие организации или ИП.

Возникает резонный вопрос: Правила заключения договоров касаются взаимоотношений, возникающих между ТСЖ (как исполнителем коммунальной услуги) и РСО, каким образом можно ссылаться на них при заключении прямых договоров между собственниками нежилых помещений и РСО? По мнению автора, указанные правила не имеют никакого отношения к построению отношений между владельцами помещений в МКД и РСО, а потому ссылка на них некорректна.

Правовая позиция потребителя

В данном случае следует ориентироваться на

– Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", который определяет потребителей электрической энергии как лиц, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Следовательно, закон разграничивает категории потребителей в зависимости от целей приобретения электроэнергии;

– на Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее – Методические рекомендации). В п. 27 указанных Методических рекомендаций определены тарифные группы потребителей электроэнергии, в число которых входит группа «население». К данной тарифной группе относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

При этом в Методических рекомендациях не оговаривается, в каком конкретно помещении (жилом или нежилом) граждане используют электрическую энергию на коммунально-бытовые нужды. Главным критерием является не статус помещения, а тот факт, используется ли оно для предпринимательской или иной профессиональной деятельности, приносящей доход. Отметим, что использование помещения в предпринимательских целях потребует наличия у гражданина статуса индивидуального предпринимателя. Но даже ИП может использовать помещение не в предпринимательских целях, а для удовлетворения личных нужд.

Следовательно, физические лица – собственники нежилых помещений, использующие их исключительно для хозяйственно-бытовых нужд, должны оплачивать электроэнергию по регулируемым тарифам, установленным для населения.

Судебная практика

Вывод автора подтверждается и судебной практикой, в частности, постановлением 3 ААС от 23.01.2017 по делу N А69-3510/2015.

Суть дела сводилась к следующему.

Гражданин – собственник нежилого помещения в МКД, имеющий к тому же статус адвоката и осуществляющий адвокатскую деятельность, отказался подписывать с энергосбытовой организацией договор поставки электрической энергии по нерегулируемым ценам, поскольку помещение использовалось им для хозяйственно-бытовых нужд, а не для осуществления коммерческой деятельности. Подтверждением тому стал акт осмотра, составленный УК, из которого следовало, что предпринимательская деятельность в нежилом помещении не осуществляется и электроэнергия потребляется на хозяйственные нужды.

На основании указанного акта Служба по тарифам рекомендовала энергосбытовой организации начисления за потребленную электроэнергию производить по тарифу для населения в связи с тем, что предпринимательская деятельность в нежилом помещении не осуществляется и электроэнергия потребляется на хозяйственные нужды.

Однако РСО отказалась пересматривать цену договора, в связи с чем собственник нежилого помещения обратился в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с заявлением об ущемлении интересов потребителя, выразившееся в навязывании невыгодных условий публичного договора энергоснабжения в части применения нерегулируемого тарифа. УФАС выдало энергоснабжающей организации предписание заключить договор с применением тарифа для категории "население".

РСО не согласилась с предписанием и обратилась в суд с заявлением о его отмене.

Первая и вторая инстанция встали на сторону РСО, посчитав, что в отношении собственника нежилых помещений в жилом доме не применяется регулируемый тариф, тем более, что раз собственник является адвокатом, он осуществляет в нежилом помещении профессиональную деятельность. При этом суд руководствовался пунктом 27 Методических рекомендаций, которым к группе «прочие потребители» отнесены физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для целей которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии.

Однако суд кассационной инстанции (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2016 по делу N А69-3510/2015) прямо указал, что исходя из положений законодательства Российской Федерации юридически значимым обстоятельством для целей применения регулируемых цен (тарифов) в отношении объемов потребления электрической энергии является ее использование на коммунально-бытовые нужды и не использование для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. И отправил дело на новое рассмотрение.

Читайте также:  Гипотеза диспозиция санкция ст 224 ук рф

В результате последующих рассмотрений этого дела в первой и апелляционной инстанции, суды поддержали вывод о том, наличие у помещения в МКД статуса нежилого само по себе не влияет на установление нерегулируемых цен на потребляемую электроэнергию, значение имеет цель использования помещения.

Общий вывод: критерием отнесения собственников нежилых помещений к категории «население» и применения регулируемого тарифа относится факт потребления электроэнергии на коммунально-бытовые нужды, а не статус помещения в МКД (жилое или нежилое).

P.S.

В журнале "Председатель ТСЖ" №12 (2016) стр. 40-42 в статье «Неправомерные начисления РСО оспариваются в Суде» Ольга Перминова, независимый эксперт, информировала наших читателей, что жилищная инспекция не вправе вмешиваться во взаиморасчеты УК/ ТСЖ / ЖСК и РСО. Это подтверждается судебной практикой по ее делам и делам ее коллег, как в Арбитражном Суде, так и в мировых судах : Дела № №А40-196837/2016 , А40-85918/2016 А40-215424/2016 и Постановлениям Мирового Суда г. Видное и г. Москвы .

Недавно Верховный Суд РФ подтвердил позицию эксперта (Определение ВС РФ от 06.12.2016 по делу № 310-КГ16-18545)

В этой связи, если Жилищная инспекция высылает вам предписание об обязании провести расчеты с РСО, не спешите его выполнять, обжалуйте в Суде, пригласив представлять интересы специалиста, который понимает суть дела и грамотно сформулирует требования в заявление об обжаловании предписания. От формулировки требований заявления во многом зависит -какое решение вынесет судья.

В настоящей статье автор представляет правовой анализ судебной практики по вопросам применения тарифов на электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд населения в отношении различных категорий потребителей.

Одними из самых интересных вопросов в судебной практике остаются вопросы применения тарифов на электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд населения в отношении тех или иных категорий потребителей.

Представляется целесообразным обратить внимание на имеющуюся практику рассмотрения спорных вопросов в судебном порядке, т.к. это может быть полезным как в практической деятельности юристов, так и при проведении научных исследований по различным аспектам правового регулирования в сфере электроэнергетики.

Так, например, имеется судебная практика о применении тарифов на электрическую энергию, потребленную подземным гаражом. В 2013 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривал дело о применении тарифов на электрическую энергию, потребленную подземным гаражом, где указал на правомерность применения к подземному гаражу тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом, исходя из того что подземный гараж относится к общедомовому имуществу .

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.09.2013 N 6037/13. URL: http://www.arbitr.ru/as/pract/post_pres/1_1_aae59544-a4fc-4cff-86d2-75dbc28f2348.html.

Согласно подп. “а” и “ж” п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в т.ч. (помимо прочего) технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая (помимо прочего) коллективные автостоянки и гаражи, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению имуществом в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность” // Российская газета. 2006. 22 августа.

Факт принадлежности машино-мест на праве собственности лицам, не проживающим в многоквартирном доме, а также использование этих машино-мест для удовлетворения личных потребностей собственников (в связи с этим суды указали на отсутствие оснований для их отнесения к общедомовому имуществу и на невозможность в данном случае распределения между всеми собственниками квартир в многоквартирном доме расходов по их содержанию, включающему потребление электрической энергии на освещение) не имеет правового значения при определении подлежащего применению тарифа на электрическую энергию, поставленную в помещение подземного гаража, поскольку на статус этого подвального помещения, в котором имеются инженерные коммуникации, не влияет принадлежность расположенных в нем машино-мест лицам, не проживающим в таком доме.

Наличие среди собственников машино-мест лиц, не являющихся собственниками жилых помещений многоквартирного дома, оборудованного стационарными электроплитами, не влияет на правовой режим подземного гаража как общедомового имущества. Кроме того, отказ в применении тарифа на электрическую энергию, установленного регулирующим органом с понижающим коэффициентом, нарушает права тех собственников машино-мест, которые одновременно являются собственниками жилых помещений в этом доме.

Таким образом, подземный гараж, расположенный в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, оборудованного электрическими плитами, относится к общедомовому имуществу и при расчетах за потребленную им электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный регулирующим органом для таких домов с применением понижающего коэффициента.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по указанному делу отмечается, что отнесение подземного гаража к общедомовому имуществу при определении подлежащего применению тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом не затрагивает права собственности граждан на машино-места.

Читайте также:  Если не работаешь по специальности диплом аннулируется

Хотелось бы также обратить внимание на судебную практику разрешения споров в связи с необходимостью оплаты электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 N 10211/07 содержится вывод о необходимости оплаты электрической энергии, потребленной в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, оборудованного стационарными электрическими плитами, по единому тарифу для населения, установленному с понижающим коэффициентом.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 N 10211/07. URL: http://www.arbitr.ru/? >

На общедомовое имущество, в состав которого входят встроенные гаражи с машино-местами, распространяется режим мест общего пользования. Начисление платы за электроэнергию, потребленную подвальным помещением многоквартирного дома, оборудованного электрическими плитами, в котором расположены машино-места, должно производиться по тарифу с понижающим коэффициентом.

Представляется целесообразным также остановиться на выводах, сделанных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.03.2012 N 14340/11 , по вопросу о признании недействительным отказа в отнесении водно-моторного клуба к группе потребителей, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе “население”.

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N 14340/11. URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx? >

Установив, что вся приобретаемая клубом электрическая энергия используется гражданами – собственниками помещений для хранения лодок и маломерных судов исключительно на коммунально-бытовые нужды, суды при удовлетворении заявленных требований допустили расширительное толкование перечня некоммерческих объединений граждан, приравниваемых к тарифной группе “население”.

В Постановлении отмечается, что такое толкование соответствует установленному п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 , общему критерию отнесения потребителей электрической энергии к категории “население”, заключающемуся в использовании этой энергии на коммунально-бытовые нужды.

Приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 “Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке” // Российская газета. 2004. 2 ноября.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.09.2014 N 1442-э “Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей” Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, не применяются в части государственного регулирования цен (тарифов) для населения на электрическую энергию (мощность) с 11.11.2014.

Приказ ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э “Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей” // Российская газета. 2014. 31 октября; Российская газета. 2014. 7 ноября (уточнение).

Согласно Методическим указаниям, утвержденным Приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э, к населению приравнены следующие категории потребителей:

– садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

– юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;

– содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;

– гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;

– объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи);

– некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вышеуказанному делу также указывается, что неупоминание в Методических указаниях, помимо объединений, граждан – собственников помещений для хранения автомобилей (гаражей) также и объединений граждан – собственников помещений для хранения лодок и маломерных судов (эллингов) в числе некоммерческих объединений граждан, приравненных к категории потребителей “население”, не может являться основанием для отказа в отнесении клуба к указанной категории потребителей, если упомянутыми гражданами электрическая энергия используется исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

В рамках данной статьи уделено внимание лишь одному из вопросов судебной практики разрешения споров в сфере электроэнергетики касательно применения тарифов на электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд населения, при этом следует отметить, что и иные вопросы, по которым складывается судебная практика, имеют огромный интерес, поскольку правовое регулирование в сфере электроэнергетики динамично развивается, законодательство часто изменяется и дополняется и не все возникающие споры разрешаются в досудебном порядке.

А.А.Ефимова
“Правовой энергетический форум”, 2015, N 2

____________________
Ключевые слова: правовое регулирование в сфере электроэнергетики, государственное регулирование цен (тарифов) для населения на электрическую энергию, судебная практика, категории потребителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector