Недостача в бухгалтерском учете

Недостача в бухгалтерском учете

Любая недостача материальных ценностей на предприятии будет рано или поздно выявлена. Основной задачей таких мероприятий есть выявление отсутствия товара на складе или другого имущества предприятия. Рассмотрим типовые бухгалтерские проводки по списанию недостачи материалов выявленных в ходе инвентаризации.

Как отразить недостачу материалов в результате инвентаризации

Для проведения инвентаризации создается специальная опись и комиссия, которая будет проводить мероприятие. Инвентаризация может проводиться на складах или внутри любого помещения.

Счет Кт Сумма проводки 94 Выявление недостачи материалов Инвентаризационная опись ИНВ-3

Сличительная ведомость ИНВ-19

Бухгалтерская справка-расчет

Проводки по потере материалов в границах нормы

Некоторая готовая продукция имеет свойство уменьшаться в своем весе или объеме. Например, для колбасы существует своя нома усушки, которая берется во внимание при учете. Для компенсации таких потерь на некоторых предприятиях существуют специальные фонды.

Счет Кт Сумма проводки 96.09 Списание недостачи в пределах норм, когда существует резерв на списание потерь Бухгалтерская справка-расчет
94 Сумма недостачи в пределах норм
Счет Кт Сумма проводки 73.02 Списание потери материалов за счет виновного лица сверх нормы в пределах балансовой стоимости Бухгалтерская справка-расчет
91.01 Разница между объемом взыскания и стоимостью в балансе
Читайте также:  Заявление о создании комиссии по трудовым спорам

Убыток ТМЦ при неустановленных виновниках

Когда потери были вызваны, например, чрезвычайной ситуацией (пожар, стихийные бедствия) расходы переносятся на будущий подотчетный период.

Счет Кт Сумма проводки 91.02 Списание недостачи при неустановленных виновниках Бухгалтерская справка-расчет

Списание недостачи в 1С

В 1С 8.3 (Бухгалтерия) списать материал можно документом «Списание товаров»:

Из данного документа можно распечатать специализированную печатную форму ТОРГ-16:

Как произвести инвентаризацию в 1С:

Списание товара в 1С 8.3 в видеоинструкции:

Если кого интересовал учет недостачи материалов, то расскажу. Недостача списывается со счета учета стоимости на счет «Недостачи и потери от порчи ценностей». Если сумма недостачи не значительна, в пределах установленных норм, то она списывается в расходы на производство , либо на продажу. Если выявлен виновник возникновения недостачи, то она списывается на её счет и возмещается, либо из его зарплаты, либо путем внесения им денег за недостачу в кассу предприятия. Ну, а если виновник не выявлен, тогда недостача списывается в прочие расходы предприятия.

Проводки все понятные и известные, не зря они именуются типовыми. В этой процедуре важно наличие достоверных и грамотно заполненных первичных документов…

Обнаруженная недостача должна быть зафиксирована документально (в актах, докладных записках, сверочных ведомостях и т. п.). В этих документах необходимо указать, кто и когда проводил проверку, на каком именно складе (в каком подразделении), какие недостачи при этом обнаружены. Разумеется, в каждом из первичных документов должны присутствовать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством о документальном обеспечении бухгалтерских записей.

В действительности, выявить недостачу любых материалов достаточно легко, особенно в тех случаях, когда ведомости не отражают пропажи, но совершенно не соответствуют реальному положению вещей. Гораздо труднее выявить виновников недостачи, даже когда по документам всё в порядке, это может свидетельствовать как о причастности тех, кто их заполняет, так и об их банальной халатности. Что особо примечательно, кто-то обязательно за это ответит, поэтому только собственник и не останется в убытке.

Читайте также:  Имеют ли право выселить из общежития

Очень полезная статья! Включила часть ее в курсовую работу с указанием ссылки. Спасибо!

Что у нас обычно делают с недостачей? Конечно, списывают. В идеале, на виновника, подобная проводка здесь показана, но чаще просто на убытки предприятия или так называемую естественную убыль…

uchet_nedostach.jpg

Похожие публикации

Возникающие потери от порчи и недостач ТМЦ – явление весьма заурядное и, в то же время, довольно специфическое, поскольку выявлению недостающего имущества предшествует объемная работа, которую необходимо подтверждать документально. К тому же существует немало особенностей, которые приходится учитывать, оформляя операции по учету недостающих активов.

Недостача в бухгалтерском учете: выявление

Недостачей принято считать расхождение значений (количественных или денежных) между их учетным и реальным наличием, когда показатель по учету превышает фактический. Выявляют недостачу при проведении инвентаризации, итоги которой оформляют сличительными ведомостями. По поводу причин образовавшейся нехватки активов ответственные лица обязаны представить руководителю объяснительную записку. На ее основании руководитель решает, как будет погашаться установленная недостача.

Причинами ее возникновения могут быть кражи ТМЦ, денежных средств или готовой продукции, ошибки в учете, естественная убыль, а также чрезвычайные обстоятельства, вызванные, например, стихийными бедствиями. Стоимость испорченного имущества учитывается так же, как и недостачи, поскольку в бухгалтерском обиходе эти явления идентичны.

В разряд недостач может быть отнесена стоимость ТМЦ по договорам поставки, количество или масса которых ниже заявленной в договоре в пределах норм естественной убыли, если соглашением допускается недостача в рамках оговоренных величин. Правда, они не должны быть более норм, установленных законодательными и НПА.

Недостачи и потери от порчи ценностей: счет 94

Начисление суммы ущерба, рассчитанного по результатам инвентаризации, отражается на счете 94 «Недостачи и потери», по дебету которого фиксируется сумма недостачи, а по кредиту – ее списание на установленный источник. В зависимости от вида актива, которого недосчитались, формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей будет различным не только по задействованным счетам, но и по суммам, участвующими в исчислении ущерба:

Читайте также:  Потери электроэнергии в электрических сетях кто платит

Материалов, товаров, готовой продукции на складе

Товаров от поставщика (в пределах норм убыли)

Товаров от поставщика сверх норм убыли

Вложений во внеоборотные активы

Ценностей, утраченных в прошлых финансовых периодах, либо по активам, недостачи которых взыскиваются по рыночным ценам (по установленным в компании правилам)

Погашение недостачи: проводки

Погашение недостачи производится разными способами. Как правило, за недостающие активы отвечает определенное материально-ответственное лицо. При установлении виновности недостачу взыскивают с него. К примеру, при недостаче денег в кассе виновным лицом является кассир. Какой проводкой оформляют погашение недостачи кассиром, и как происходит дальнейшее закрытие сч. 94, читатель может узнать в нашей консультации.

По кредиту счета 94 фиксируют списание недостач:

  • в пределах естественной убыли, которую рассчитывают умножением количества (массы) недостающего товара на установленный норматив – на счета производства;
  • сверх норм естественной убыли и при невозможности найти виновника возникновения недостачи – в состав прочих расходов;
  • за счет виновного лица – удержанием из зарплаты. При потерях, возникших несколько лет назад, их стоимость по мере взыскания отражается на сч. 98, затем – на сч. 73, далее – на сч. 91;
  • за счет прибыли, если потери были понесены в силу форс-мажорных обстоятельств.

Списание ущерба в учете недостач и потерь от порчи ценностей оформляется так:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector