Постановление 1072 и приказ 155

Постановление 1072 и приказ 155

Запрет на закупку иностранной мебели

Статья посвящена рассмотрению практических аспектов применения постановления Правительства РФ № 1072 от 05.09.2017 (далее – Постановление № 1072), устанавливающего запрет на допуск отдельных видов иностранных товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, а также дополнительное требование к участникам при осуществлении отдельных закупок.

Содержание:

Запрет применяется при осуществлении закупок у единственного поставщика

Постановлением № 1072 установлен именно запрет на закупку товаров иностранного происхождения, а не ограничение допуска таких товаров в закупках, проводимых по Закону № 44-ФЗ. В связи с этим, запрет должен применяться закачками не только при проведении конкурентных процедур, но и при осуществлении закупок у единственного поставщика, в том числе по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Однако, ни Постановление № 1072, ни Закон № 44-ФЗ не дает прямого ответа на вопрос о том, каким образом заказчик и поставщик должен подтвердить, что поставленная по контракту мебель произведена на территории стран ЕАЭС, если договор заключен на основании ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Мы считаем, что подтверждение должно осуществляться точно таким же образом, как в случае проведения конкурентных процедур: поставщик должен предоставить один из перечисленных в п. 2 Постановления № 1072 документов. Таковыми являются:

  • копия СПИКа, заверенная руководителем организации; акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой РФ;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом России;
  • сертификат СТ-1.

Сделать это он может при исполнении контракта, что следует заранее предусмотреть в его условиях.

Постановление № 1072 применяется только к поставке товаров

Постановление № 1072 применяется только в том случае, если предметом контракта является поставка товаров, на которые распространяется действие данного постановления. Если предметом контракта являются работы или услуги, Постановление № 1072 не применяется.

Пример:

– Предмет «Поставка мебели» – Постановление № 1072 применяется;

– Предмет «Изготовление мебели» – Постановление № 1072 не применяется.

Обратите внимание, что при определении предмета закупки заказчик обязан учитывать положения каталога товаров, работ, услуг. Подробнее об этом можно прочитать в нашей специальной статье.

Однако, это вовсе не означает, что контракт на поставку мебели не может включать обязательства поставщика по выполнению связанных с поставкой работ, услуг. В частности, заказчик вправе предусмотреть обязательства поставщика по сбору мебели в месте нахождения заказчика. В указанном случае основным предметом контракта будет выступать поставка, а не работы по спорке. Соответственно Постановление № 1072 подлежит применению в полной мере.

Вместе с тем, заказчику не следует злоупотреблять своим правом на определение предмета закупки и вместо «поставки» указывать, например, «изготовление». Если предметом контракта на «изготовление» будет выступать уникальная мебель, изготавливаемая по индивидуальным требованиям и размерам заказчика, вопросов у проверяющих не возникнет. А вот если предметом «изготовления» станет типовая мебель, то проверяющие, скорее всего, будут рассматривать такой шаг заказчика как умышленный уход от применения Постановления № 1072.

Дополнительные требования к участникам закупки

Как было отмечено выше, Постановление № 1072 устанавливает не только запрет, но и обязывает заказчика предъявить к участникам дополнительное требование при закупке отдельных товаров, указанных в приложении к постановлению (п. 5 Постановления № 1072). Суть его состоит в том, что поставляемая поставщиком мебель не только должна быть изготовлена на территории стран ЕАЭС, но и произведена из материалов, которые также изготовлены на территории стран ЕАЭС.

Следует помнить, что предъявление дополнительных требований к участникам, установленных Правительство РФ (прим.: Постановление № 1072 устанавливает именно дополнительное требование к участникам, а не к поставляемым товарам), в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ возможно только при проведении аукционов, конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов.

Ввиду того, что последние два способа закупки невозможны к проведению при закупке товаров, указанных в Постановлении № 1072, рассматриваемое дополнительное требование может быть установлено заказчиком только при проведении аукциона.

Соответственно при осуществлении закупки способом запроса котировок заказчик устанавливает только запрет. В противном случае должностное заказчика может быть подвергнуто административному штрафу за установление требований, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 20 февраля 2018 г. – Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125

Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072
"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля 2018 г., 15 мая 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее – товары), за исключением следующих случаев:

Читайте также:  Основания применения обеспечительных мер в арбитражном процессе

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 20 февраля 2018 г. – Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125

а) если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее – требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в требованиях к промышленной продукции – в соответствии с приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее – специальный инвестиционный контракт). При этом для целей настоящего постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной – инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

б) если товары соответствуют требованиям к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного в подпункте "а" настоящего пункта;

в) если страной происхождения товаров является государство – член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случаях, не указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 20 февраля 2018 г. – Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125

2. Подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, является представление следующих документов:

копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;

акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства – участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности), утвержденное приказом ТПП РФ от 2 апреля 2018 г. N 29

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в IV квартале 2017 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств – членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к продукции, произведенной на территории государств – членов Евразийского экономического союза.

4. Положения требований к промышленной продукции в части требований к месту осуществления производственных операций для целей настоящего постановления не применяются. Для целей настоящего постановления местом осуществления производственных операций, указанных в требованиях к промышленной продукции, являются территории государств – членов Евразийского экономического союза.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 20 февраля 2018 г. – Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125

5. Дополнительным требованием к участникам закупки товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в позициях 4 – 6 и 12 – 28 приложения к настоящему постановлению, является использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов, указанных в позициях 1 и 2 приложения к настоящему постановлению, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство – член Евразийского экономического союза.

Информация об изменениях:

Постановление дополнено пунктом 6 с 30 мая 2019 г. – Постановление Правительства РФ от 15 мая 2019 г. N 602

6. Установить, что положения настоящего постановления не применяются в случае закупки товаров в рамках реализации:

программы приграничного сотрудничества "Карелия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия" на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества "Коларктик", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Коларктик" на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества "Россия – Юго-Восточная Финляндия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия – Юго-Восточная Финляндия" на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества "Россия – Латвия", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия – Латвия" на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

Читайте также:  Объяснительная ребенку в школу по состоянию здоровья

программы приграничного сотрудничества "Россия – Литва", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия – Литва" на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества "Россия – Польша", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия – Польша" на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Варшаве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества "Россия – Эстония", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия – Эстония" на период 2014 – 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря", порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 – 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г. Брюсселе 30 января 2018 г.

Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ, указанных в абзацах втором – девятом настоящего пункта, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемое в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

С 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. введен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением стран ЕАЭС), к государственным (муниципальным) закупкам.

Также определено дополнительное требование к участникам закупок в части использования при производстве товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Россия или государство ЕАЭС.

Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Настоящее постановление вступает в силу с 21 сентября 2017 г.

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 сентября 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 38 ст. 5615

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2019 г. N 602

Изменения вступают в силу с 30 мая 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125

Изменения вступают в силу с 20 февраля 2018 г.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Перечень этой продукции содержится в приложении к Постановлению N 968. В него входят, в частности, портативные компьютеры, принтеры, компьютерные мониторы.

Заказчики должны отклонять заявки (окончательные предложения) с предложениями о поставке иностранных товаров, включенных в Перечень, при наличии условий, которые указаны в п. 2 Постановления N 968.

Если такие заявки (окончательные предложения) не подлежат отклонению, то действуют условия допуска, установленные Минфином России (п. 4 Постановления N 968) .

Случаи, когда рассматриваемое ограничение не применяется, определены в п. 11 Постановления N 968.

Заказчики, которые хотят воспользоваться исключениями из установленных запретов (ограничений) на допуск иностранных товаров, должны размещать в ЕИС обоснование невозможности их соблюсти (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Порядок подготовки, размещения названного обоснования, требования к его содержанию утверждаются Правительством РФ. Например, для закупки программного обеспечения такой Порядок утвержден Постановлением N 1236.

8. С 01.12.2017 по 01.12.2019 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 1072, далее – Постановление N 1072).

Перечень таких товаров содержится в Приложении к Постановлению N 1072. В него входят, в частности, ДСП и ДВП, деревянная и металлическая офисная мебель, матрасы.

Запрет не распространяется на следующие случаи (п. 1 Постановления N 1072):

– производство товара осуществляется по специальному инвестиционному контракту;

– при отсутствии такого контракта товары соответствуют требованиям к промышленной продукции;

– страной происхождения товаров является государство – член ЕАЭС.

Для подтверждения производства товаров в указанных выше случаях необходимо представить документы, предусмотренные в п. п. 2 – 4 Критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 550 (п. 2 Постановления N 1072). Отметим, что с 01.02.2018 указанные Критерии не применяются. Это следует из пп. "б" п. 3 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 1135.

Помимо изложенного к участникам закупки товаров, указанных в позициях 3 – 29 Приложения к Постановлению N 1072 (п. 5 Постановления N 1072), установлено дополнительное требование. Так, при производстве таких товаров должны использоваться материалы или полуфабрикаты, указанные в позициях 1 и 2 Приложения к Постановлению N 1072 и происходящие из государств – членов ЕАЭС (включая Российскую Федерацию).

2.3.2. Условия допуска к закупкам иностранных товаров

Минфин России по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска товаров иностранного происхождения к закупкам (ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ) .

Читайте также:  Кому выдается счет фактура

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2001 N 446 полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок получил Минфин России. Ранее они были у Минэкономразвития России.

Перечень таких товаров приведен в Приложении к Приказу Минэкономразвития России от 01.01.2001 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Приказ от 01.01.2001 N 155) . В частности, к ним отнесены некоторые виды продуктов питания, компьютеры, лекарственные средства, офисная мебель. Участники закупок, которые поставляют товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС, имеют право на предоставление преимущества в соответствии с порядком, установленным в Приказе от 01.01.2001 N 155.

Приказ от 01.01.2001 N 155 не отменен (не признан утратившим силу), поэтому продолжает применяться, хотя полномочия федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок получил Минфин России.

Указанное преимущество представляет собой преференцию в отношении цены контракта в размере 15%. Порядок ее предоставления зависит от способа осуществления закупки. Так, при проведении конкурса, запроса предложений или запроса котировок на поставку товаров, которые поименованы в Приложении к Приказу от 01.01.2001 N 155, преимущество предоставляется при рассмотрении и оценке заявок на участие по критерию "цена контракта". Заявка, содержащая предложение о поставке товаров, произведенных на территории государств – членов ЕАЭС, оценивается с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной в заявке цене контракта. При этом контракт заключается по цене, предложенной участником (п. п. 4 и 5 Приказа от 01.01.2001 N 155).

Например, при проведении запроса котировок на закупку томатов заказчик получил две заявки. Один участник предложил поставить российскую продукцию на сумму 100 тыс. руб., а другой – китайскую на сумму 90 тыс. руб. Победителем будет признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке российских товаров, так как для оценки будет применяться цена, составляющая 85 тыс. руб. (100 тыс. руб. – 15%). Контракт с ним будет заключен по цене 100 тыс. руб.

Если заявки нескольких участников конкурса, запроса котировок или запроса предложений содержат одинаковые условия исполнения контракта (одинаковые цены контракта – в случае проведения запроса котировок) с учетом предоставления преференции, контракт заключается с участником, который имеет право на ее предоставление (п. 6 Приказа от 01.01.2001 N 155).

При проведении аукциона преференция предоставляется в другом порядке. Если победитель аукциона предложил товар иностранного происхождения из указанного перечня, контракт заключается по сниженной на 15 процентов цене, предложенной таким участником. Исключение составляют товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС (п. 7 Приказа от 01.01.2001 N 155).

Например, на участие в электронном аукционе на закупку фарфоровой посуды было подано две заявки. Один участник предложил российскую продукцию, а другой – китайскую. При проведении аукциона первый снизил цену контракта до 110 тыс. руб., а второй – до 100 тыс. руб. Победителем становится участник, заявка которого содержит предложение о поставке китайских товаров. Контракт будет заключен с ним по цене 85 тыс. руб. (100 тыс. руб. – 15%).

Цена контракта также должна быть снижена, если победитель электронного аукциона наряду с товарами иностранного происхождения предлагает поставить товары из государств – членов ЕАЭС, стоимость которых составляет менее 50% стоимости всех предложенных товаров. К этому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа на основании пп. "г" п. 8 Приказа от 01.01.2001 N 155. Минэкономразвития России высказывало аналогичное мнение по данному вопросу.

Подтверждением страны происхождения предлагаемого участником товара служит декларация (п. 13 Приказа от 01.01.2001 N 155). При этом наименование страны должно быть указано в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Случаи, когда указанные условия допуска не применяются, перечислены в п. 8 Приказа от 01.01.2001 N 155. Кроме того, действие данного Приказа не распространяется на закупки у единственного поставщика, в том числе по итогам несостоявшихся конкурентных процедур. Такой вывод можно сделать из п. 3 Приказа от 01.01.2001 N 155.

2.4. Ситуации из практики. Участники закупок

Государственное (муниципальное) образовательное учреждение планирует закупку услуг общественного питания. Нужно ли устанавливать требование к ее участникам о наличии опыта оказания аналогичных услуг? >>>

Заказчик планирует провести электронный аукцион для закупки строительных работ. Размер начальной (максимальной) цены контракта превышает 10 млн руб. Должен ли заказчик устанавливать дополнительные требования к участникам? >>>

Заказчик закупает товары, на которые распространяются преимущества в отношении учреждений (предприятий) уголовно-исполнительной системы и (или) организаций инвалидов. Можно ли ограничить круг участников закупки субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями? >>>

Достаточно ли указать в заявке сведения о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям либо необходимо представить дополнительные документы? >>>

Победителем запроса котировок признана организация инвалидов. Как организации-победителю оформить требование к заказчику о предоставлении преимуществ в отношении цены контракта? >>>

2.5. Образцы документов

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 отчетный год (образец заполнения) >>>

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector