Потеря права на военную пенсию

Потеря права на военную пенсию

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Климовича, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Климович оспаривает конституционность части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 года по май 1995 года проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части 40011 – командира войсковой части 60235. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 27 мая 1995 года он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А.И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В связи с тем, что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 года А.И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 года.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 марта 2009 года А.И. Климовичу отказано в иске к Военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 года и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 года по 31 декабря 2008 года.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями – выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. Кроме того, к условиям приобретения права на такого рода пенсию относится и наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 184-О, от 20 октября 2005 года № 379-О и от 11 мая 2006 года № 132-О).

2.1. В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года № 11-П и от 15 июня 1998 года № 18-П).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (постановления от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и др.).

Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.

Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Читайте также:  Информационное письмо в статистику об отсутствии явления

Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (пункт 2 статьи 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в статье 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года № 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории – уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

2.3. По мнению заявителя, утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Между тем наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

С учетом изложенного, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 132-О).

Таким образом, оспариваемое А.И. Климовичем законоположение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права, а его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся пенсий за выслугу лет, назначаемым военнослужащим (и приравненным к ним лицам).

По мнению заявителя, эти положения неконституционны. Они позволяют прекращать выплату гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления (совершенные в период этой службы). Это по сути – дополнительное наказание, не предусмотренное УК РФ.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Соответственно, названные пенсии за выслугу лет заработаны службой в Вооруженных Силах РФ и выполнением обязанностей, значимых для общества.

Это предполагает необходимость при определении права на такую пенсию учитывать как характер профдеятельности гражданина, так и соблюдение им особых требований.

Принося Военную присягу, лицо добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать и тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в ее тексте.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им названной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

С учетом этого военнослужащий, совершивший преступление в период службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права получать пенсию за выслугу лет.

Наличие воинского звания – необходимый элемент статуса военнослужащего.

Соответственно, лишение такого звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в т. ч. как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

Читайте также:  Где отбывают принудительные работы

Поэтому утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.

Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего — это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств госбюджета. Из него же получают отставники обычные пенсии. Правилами установлен особый порядок исчисления материального содержания родственников военных.

Условия начисления содержания по утрате кормильца

Пенсия в связи с утратой кормильца выплачивается родным:

Родственники погибших военных могут рассчитывать на определённое содержание от государства, если смерть кормильца наступила в период:

  • в период прохождения военной службы по призыву;
  • не позже трехмесячного срока по ее окончании;
  • позднее 3 месяцев, но из-за ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы ;
  • не позднее пяти лет после завершения получения пенсии военного.

Вид самой службы (контракт или призыв) не влияет на наступление права на выплаты. От него зависит лишь размер пособия.

Важно: если умерший совершил преступление, что установлено судом, то иждивенцам назначается социальная пенсия.

Кому назначают данный вид госпособия

Существует ряд условий, касающихся получателя пенсии по утрате. На него не могут претендовать трудоспособные граждане. Им необходимо самостоятельно заботиться о собственном содержании.

Важно: основным условием получения господдержки, связанной с утратой кормильца, является нетрудоспособность претендента.

Согласно действующей нормативно-правовой базе начисляется такое пособие следующим лицам:

  1. детям военных:
    • несовершеннолетним;
    • до достижения 23-летнего возраста при условии получения образования очно;
    • другим лицам в возрасте до 18 либо 23 лет, являющимся внуками, братьями либо сестрами погибшего, при тех же условиях;
    • супругам;
    • родителям;
    • бабушкам или дедушкам военного, если у них нет иного дохода (в том числе, иной пенсии);
    • нетрудоустроенным родственникам, воспитывающим малолетних (до 14-летия) детей (внуков, братьев, сестер) умершего.

    Особые права на военную пенсию

    Законом определены ситуации, когда поддержка оказывается родственникам вне зависимости от факта прежнего иждивения. К их числу относятся:

    • несовершеннолетние дети умершего;
    • его отец или мать, супруга при условии, что иных поступлений данные лица не имеют;
    • родители и супруги погибшего срочника.

    Внимание: к погибшим приравнивают военнослужащих, пропавших без вести во время боевых действий. Их родственникам также начисляется соответствующее содержание.

    Льготные условия назначения содержания некоторым категориям граждан

    В статье 30 закона № 4468-1 от 12.02.1993 определены льготные права на содержание от государства родителям и супругам погибших защитников Отечества. Они применяются, если смерть последнего произошла:

    1. из-за ранения, которое получено во время боевых действий на фронте;
    2. в период пленения врагами Родины;
    3. во время исполнения воинского долга за рубежами страны;
    4. при непосредственном исполнении обязанностей военнослужащего.

    Льготное условие заключается в уменьшении возраста претендента на пять лет:

    • жена и мать умершего получают содержание после наступления 50-летия;
    • муж и отец — 55-летия.

    Кроме того, законом предусмотрено назначение данной выплаты каждому из претендентов, отвечающих льготным условиям. Были ли эти люди до смерти защитника Родины его иждивенцами, не учитывается.

    Внимание: такой же льготный порядок назначения пенсионного содержания применяется к супругу погибшего, воспитывающего общего ребенка до 8-летия. При этом не принимаются во внимание такие обстоятельства, характеризующие претендента, как:

    • возраст;
    • трудоспособность;
    • наличие или отсутствие места службы.

    Скачать для просмотра и печати:

    Величина пенсионного содержания по утрате кормильца-военного в 2019-2020 году

    Размер назначения иждивенцам напрямую связан с двумя обстоятельствами:

    • причиной, вызвавшей смерть защитника Родины;
    • видом службы, которую он проходил.

    Родственники офицеров и солдат, служивших по контракту, получают содержание, зависящее от величины денежного довольствия военного:

    1. 50% — если смерть вызвана ранами (воинской травмой);
    2. 40% при гибели от заболевания, полученного на работе.

    Размер пособия, начисляемого родным срочников, исчисляется на основании установленного показателя социальной пенсии:

    • 200% при смерти кормильца от воинской травмы;
    • 150% — от болезней, полученных на службе.

    Внимание: сумма соцпенсии составляет 5180,24 руб.

    1. Таким образом, вследствие гибели срочника от ранения его иждивенцы станут получать по 15540,72 руб. каждый.
    2. Если солдат умрет от заболевания, то сумма госпособия составит 12950,60 руб.
    1. Семейство военнослужащего Хламова А.Г. воспитывает двоих детей:
      • Алину, удочеренную в младенчестве, 7 лет;
      • Дмитрия, рожденного в браке, 3 лет.
      • Жена военного никогда не трудилась, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
      • В 2017 году Хламов А.Г. погиб при исполнении воинского задания в Сирии.
      • Так как причиной смерти является ранение во время исполнения долга защитника Отечества, то иждивенцы получают право на содержание из средств госбюджета.
      • Размер его устанавливается в 200% социального пособия.
      • Следовательно, жена Хламова А.Г, его усыновленная дочь и родной сын станут получать ежемесячно по 15540,72 р. каждый.

      Таким образом, совокупный доход семейства составит 31081,44 руб. При назначении пенсионных выплат не учитывается возраст и трудоспособность супруги погибшего.

      Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

      Повышение размера госпособия по утрате

      Увеличенные выплаты по утрате установлены законом в таких случаях:

      • жителям Крайнего Севера повышается размер кратно районному коэффициенту (при условии проживания в соответствующем регионе);
      • инвалиды 1 группы дополнительно получают 100% (статья 30 закона № 4468-1);
      • такая же надбавка положена престарелым иждивенцам, перешагнувшим 80-летний порог;
      • детям-инвалидам и инвалидам с детства положено повышение размера господдержки на 32%.
      1. Муж гражданки Степановой И., проживающей в городе Воркуте, погиб во время участия в военной операции.
      2. Степанова И. является инвалидом с детства 2 группы. Трудового стажа не имеет, никогда не работала.
      3. На законных основаниях ей назначена господдержка в связи с утерей кормильца в размере 15540,72 р.
      4. Выплата увеличивается:
        • на 32%, как инвалиду с детства;
        • кратно районному коэффициенту на 160%.
        • Размер пенсии по утрате кормильца подсчитывается следующим образом:
          • ( 15540,72 р. + 15540,72 р. х 32%) х 1,6 = 32822 р.

          Внимание: региональный коэффициент применяется ко всем социальным начислениям пенсионера, живущего на соответствующей территории.

          Порядок назначения господдержки иждивенцам погибших воинов

          Чтобы получить положенную социальную поддержку из средств госбюджета претендентам необходимо подать заявку с пакетом подтверждающих такое право документов в Пенсионный фонд России (ПФР):

          Пакет документов

          Для подтверждения законности оснований на выплаты необходимо предоставить такие бумаги:

          1. удостоверение личности:
            • паспорт;
            • свидетельство ребенка о рождении;
            • иное;
            • документ, удостоверяющий отсутствие военнослужащего:
              • свидетельство о его смерти;
              • решение суда о пропаже без вести;
              • справки, подтверждающие родственные узы:
                • о браке;
                • о рождении;
                • об усыновлении;
                • иное по обстоятельствам;
                • прочие документы:
                  • справки о составе семейства;
                  • сведения о доходах либо их отсутствии;
                  • о получении очного образования и другие.

                  Важно: если кормилец являлся военнослужащим-контрактником, то направлять пакет документов следует в государственный орган, где он осуществлял службу (Министерства обороны, внутренних дел и другие).

                  Как производится выплата содержания иждивенцам умерших воинов

                  Пенсионерам предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ получения средств. А именно:

                  • через почтовое отделение;
                  • на банковскую карту или счет;
                  • посредством услуг организации, осуществляющей доставку денег (при наличии договора с плательщиком).

                  Внимание: при необходимости получатель имеет право сменить способ доставки пенсии. Для этого необходимо оповестить плательщика в письменном виде, указав новые реквизиты для переводов.

                  О сроках осуществления назначений пособия по утрате кормильца

                  Данный вид господдержки оказывается бывшим иждивенцам с даты гибели защитника Родины. Устанавливается оно на время нетрудоспособности:

                  • до совершеннолетия или достижения 23-летнего возраста (если подтвержден факт очного получения образования);
                  • до отмены инвалидности;
                  • гражданам пенсионного возраста — бессрочно.
                  Читайте также:  Договор цессии долевого участия в строительстве

                  Внимание: при обращении за поддержкой позже года с момента наступления права на нее, осуществляется выплата начисленной пенсии за период не более 12 месяцев к дате обращения.

                  Когда выплаты содержания по утрате кормильца-воина прекращаются

                  В статье 241 закона № 4468-1 описаны ситуации, при наступлении которых право на господдержку утрачивается пенсионером. К ним относятся следующие изменения:

                  • смерть получателя;
                  • трудоустройство;
                  • признание человека трудоспособным:
                  • совершеннолетие (либо 23-летие при определенных условиях);
                  • отмена инвалидности и другое.

                  Внимание: последняя выплата осуществляется в месяц наступления перечисленных обстоятельств.

                  О праве на вторую пенсию

                  Родным воинов, погибших на срочной службе, разрешено получать сразу две пенсии. К таким лицам относят:

                  • родителям военнослужащих, которые погибли при прохождении военной службы по призыву или умерли после увольнения с военной службы из-за военной травмы;
                  • вдовы военнослужащих, погибших на военной службе из-за военной травмы, и не вступившие в новый брак .

                  Перечисленным лицам может быть установлена другая выплата из средств ПФР , а именно пенсия:

                  1. страховая пенсия по старости (по инвалидности);
                  2. социальная пенсия по старости (по инвалидности);
                  3. пенсия за выслугу лет;
                  4. социальная пенсия по случаю потери кормильца.

                  Внимание: второе пенсионное обеспечение назначается на основании личного заявления в установленном законом порядке.

                  Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

                  Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

                  Последние изменения

                  Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

                  Главным вопросом, касающимся военнослужащих, является потеря ими права на военную пенсию.

                  Прежде всего надо разобраться в вопросе, определить разновидности предназначенных для получения военными пенсий. Только после этого можно понять, за что могут лишить военной пенсии лицо, исполняющее воинские обязанности. Такая потеря весьма ощутима, поэтому этот вопрос надо рассмотреть более подробно.

                  Разновидности начислений за хорошую службу военным гражданам на территории РФ

                  Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» от 12.02.1993 №4468-1 (далее – Закон) военнослужащие удостоены получать следующие разновидности пенсионных выплат:

                  • начисление за выслугу определенного законом срока;
                  • начисление лицу, признанному инвалидом, о чем есть медицинское заключение специалиста о том, что им была получена серьезная травма, которая стала причиной инвалидности, или выявлена болезнь, препятствующая исполнению воинских обязательств перед государством и обществом;
                  • пенсия по достижении возраста выплачивается, если по завершении служебных полномочий уже выработан минимальный стаж, при этом лицо продолжает трудиться на благо Родины.

                  Лишение прав на получение военной пенсии представляется возможным только при наличии судебного решения.

                  Практика показывает, что органы, ответственные осуществлять выплату таких начислений, часто задаются вопросом, как лишить пенсии военного. Они ориентируются на то, что суд примет решение об увольнении лица со службы с применением к нему наказания – освобождения от воинского звания, тогда ему автоматически будет отказано в начислении выплат за выслугу лет.

                  Основания для отказа в выплате

                  Лишение воинского звания происходит на основании установленного факта совершения противоправного действия, что подкрепляется решением органа судебной инстанции.

                  Военные органы на основании Определения КС РФ №184 от 12.04.2005 в отношении лиц, лишенных звания, придерживаются определенных правил при принятии решения отказать в выплате воинской пенсии или позволить служащему получать заслуженное обеспечение.

                  Если преступление произошло позднее, чем увольнение из армии, законная пенсия гражданину продолжает выплачиваться и лишение звания не влияет на ее размер. Однако в случае совершения правонарушения гражданином в период службы, при котором было вынесено решение об освобождении его военного звания, если оно связанно именно с этим событием, выплата сразу заканчивается.

                  Тенденция отказов судами в удовлетворении жалоб и требований военных, оставшихся без права на получение пенсии по причине преступного деяния в период работы в военных организациях, происходит на всей территории России. Такая масштабность вынудила Конституционный Суд к подкреплению этих действий соответствующими нормативными документами.

                  Служба предполагает безоговорочное выполнение обязательств, данных государству во время принятия присяги, к которым отнесены защита безопасности граждан и государственного аппарата, поэтому любое преступление, совершенное в армии, считается противоречащим и нарушающим утвержденный порядок и влечет потерю права на военную пенсию.

                  Освобождение от звания согласно принятому судебному решению выступает средством отказа выплаты пенсии по выслуге лет.

                  1. Лица, которым отказали в получении военной пенсии, в законном порядке имеют право на безоговорочное пенсионное обеспечение от государственного фонда в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ».
                  2. Законодателем предусмотрено восстановление права за гражданином, служившим в Вооруженных Силах и лишенным своего звания, возврата этого звания без изменения чина, присвоенного до совершения преступления, при условии полного погашения или досрочного снятия судимости. Процесс возврата утраченного звания осуществляется согласно указу президента РФ от 16.09.1999 №1237. Указ закрепил за гражданином, восстановившим утраченное звание, возможность возобновления всех утраченных социальных гарантий, включая право на получение пенсии по выслуге лет.

                  Согласно пояснению Конституционного Суда, в отношении восстановления права на пенсию этим законом могут воспользоваться только те военнослужащие, которые совершили преступление после фактического увольнения их с воинской службы или были привлечены к уголовной ответственности после увольнения. Закон говорит о том, что правом вернуть пенсионное обеспечение обладают лица, получавшие такие выплаты до наступления уголовной или иной ответственности по решению суда. Это означает, что ранее им уже была назначена пенсия, а лица, чье исполнение решения суда о назначении наказания в связи с совершением незаконного действия началось до начисления пенсии за выслугу лет, лишаются права на ее получение безоговорочно.

                  Правовой нормой и основой принятия подобных решений считается ст. 43 Закона, в которой говорится, что для расчета размера пенсии важна сумма окладной части заработной платы, напрямую зависящая от заслуженного воинского звания. В связи с тем, что по решению суда ранее служившее лицо в большинстве случаев лишается воинского звания, это автоматически влечет за собой прекращение начисления оклада, который является неустранимой частью при расчете размера пенсии.

                  Восстановление воинского звания и права на получение воинской пенсии

                  В России к настоящему моменту сложились нормы и закономерности решения вопросов, касающихся прерогатив пенсионного обеспечения лиц, чье звание было аннулировано по решению суда.

                  Если преступное деяние совершено лицом при осуществлении служебных полномочий и решением суда было постановлено снять звание с должностного лица, то безвозвратно теряется право на возобновление получения пенсии, а если пенсия ранее уже была назначена и перечислялась хотя бы раз, то она прекращает выплачиваться сразу после вступления приговора в законную силу. Если решение о применении уголовной ответственности с последующим снятием военного звания назначалось за совершение противоправных действий, осуществленных, когда гражданин уже был уволен со службы по иным обстоятельствам, не связанным с совершенным преступным деянием, при полном погашении судимости Конституционным Судом гарантируется возобновление начисления военной пенсии.

                  Ситуация решения пенсионных вопросов для военных достаточно спорная и нуждается в доработке со стороны законодательных органов, а также необходимо устранить все несогласованности в действиях государственных органов исполнительной власти в сфере выплат военнослужащим. Лишение пенсии военнослужащего возможно только на основании Закона. На данный момент наблюдается, что некоторые пункты противоречат друг другу, поэтому нельзя говорить о том, что практика принятия судом верных решений в отношении выплат пенсий военнослужащим исполняется только на основании и согласно действующим законам или иным нормативно-правовым актам.

                  Ссылка на основную публикацию
                  Adblock detector