Правовой статус структурных подразделений юридического лица

Правовой статус структурных подразделений юридического лица

Структурные подразделения осуществляют свою деятельность от имени юридического лица и в пределах компетенции, определённых юридическим лицом.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

С точки зрения гражданского законодательства представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а потому не могут выступать носителями соответствующих прав и обязанностей. От имени юридического лица действуют руководители представительств и филиалов на основании его доверенности. Важным признаком здесь является территориальная и организационная обособленность.

В то же время представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица. Более того, имущество представительств и филиалов отражается на отдельном балансе.

Итак, филиалы и представительства являются субъектами предпринимательства, чего нельзя сказать о внутренних структурных подразделениях коммерческой организации.

В статье освещаются три вопроса:
Правовой статус структурного подразделения вуза с правомочиями юридического лица.
Правовой режим имущества вуза и его структурных подразделений.
Бюджетное регулирование деятельности вуза.

Л. Б. Елисеева,
Уральский государственный университет

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Правовой статус структурного подразделения вуза с правомочиями юридического лица

Впервые определение обособленного подразделения появилось в Налоговом Кодексе РФ после вступления в силу ФЗ от 9.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации", хотя само понятие в российском законодательстве использовалось и прежде.

Принятие 10 июля 1992 г. Закона РФ N 3266-1 "Об образовании" и 22.08.1996 г. Федерального закона 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" позволяет говорить о наличии специального законодательства, регулирующего деятельность образовательного учреждения. Рассмотрим развитие понятия "структурного подразделения" во времени.

1992 год. В соответствии со ст.7 Закона "Об образовании" образовательные учреждения могут создавать филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по доверенности головной организации могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

1995 год. Введенная в действие с 1.01.95 г. часть первая Гражданского Кодекса РФ дала легальное определение представительства и филиала юридического лица. В соответствии с п.1, 2 ст.55 Гражданского Кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства.

В правовом режиме филиалов и представительств много общего:

  • и филиал, и представительство должны действовать на основе положения, утверждаемого юридическим лицом;
  • руководители филиала и представительства назначаются на должность юридическим лицом;
  • представительство и филиал должны быть указаны в учредительных документах юридического лица;
  • поскольку ни филиал, ни представительство самостоятельными субъектами права не являются, то руководители филиала и представительства должны иметь доверенность юридического лица;
  • и филиал, и представительство наделяются имуществом самим юридическим лицом. При этом обособленность имущества носит относительный характер, поскольку это имущество продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Следовательно, у филиала и представительства имущество может находиться лишь на отдельном балансе, который представляет собой часть самостоятельного баланса юридического лица. Однако указанная норма вступила в противоречие со ст.7 Закона "Об образовании" в соответствии с которой структурные подразделения с полномочиями юридического лица могут иметь самостоятельный баланс. На практике также появились законодательно закрепленные случаи перевода филиалов на самостоятельный баланс. Так, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7.03.95 г. N 233 "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей" предусмотрело возможность наличия у учреждения филиалов, отделений, структурных подразделений, которые по его доверенности могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банках и других кредитных учреждениях. Указанные подразделения стали признаваться "филиалом на правах юридического лица".

1996 год. В принятом в 1996 г. ФЗ от 22.08.96 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" была предпринята попытка конкретизации понятия филиала. В соответствии с п.2 ст.7 вышеуказанного закона филиалами вуза являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. В соответствии с п.3 ст.8 вузы самостоятельны в формировании своей структуры; структурные подразделения вуза могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом вуза.

1999 год. Введенная в действие с 01.01.99 г. часть I Налогового Кодекса РФ исключила филиалы и представительства из налоговых правоотношений признав возможным налогоплательщиком исключительно юридические лица. Эта позиция явилась серьезной новацией по отношению к действовавшему ранее налоговому законодательству России. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы РФ" относил к налогоплательщикам юридических лиц, другие категории налогоплательщиков, на которых в соответствии с законодательными актами была возложена обязанность уплачивать налоги. Частные налоговые законы описывали субъектов налогообложения более конкретно. Например, закон РФ от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" включал в состав налогоплательщиков предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Налоговый Кодекс оставил за филиалами и иными обособленными подразделениями организации функциональную обязанность уплачивать налоги и сборы на той территории, на которой организации и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Однако вопрос о понятии "обособленности" подразделения организации остался открытым.

И лишь вступивший в силу ФЗ от 09.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть I Налогового Кодекса РФ" законодательно четко определил понятие обособленного подразделения.

В соответствии с п.2 ст.11 Налогового Кодекса РФ обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Налоговый Кодекс не определил, что такое "рабочее место", однако п.1 ст.11 Налогового Кодекса РФ предусмотрел возможность использования понятий других отраслей законодательства. Поэтому обратимся к нормам трудового права. ФЗ от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда РФ" трактует рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему следует прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Кроме того, вышеуказанный Закон N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть I Налогового Кодекса РФ" впервые дал определения ряду терминов, используемых в законодательстве, но ранее нормативно неопределенных и вызывающих поэтому, большое количество споров. В частности, местонахождение российской организации должно определяться исключительно местом ее государственной регистрации.

Аналогичная по содержанию норма содержится в п.2 ст.54 Гражданского Кодекса РФ. Однако в гражданских правоотношениях этой нормой допускается установление иного местонахождения организации указанного в учредительных документах юридического лица.

В корне отличается от гражданско-правовых отношений и вопрос о постановке на налоговый учет обособленных подразделений организаций. Появился определенный критерий – наличие стационарных рабочих мест (созданных на срок более одного месяца), оборудованных вне места государственной регистрации организации. Отныне имеет значение не форма внесения обособленного подразделения в учредительные документы, а фактическое существование структурной единицы юридического лица, расположенной вне места его нахождения. Несоблюдение формы свидетельствует лишь о нарушении норм гражданского и налогового законодательства. Согласно п.4 ст.83 Налогового Кодекса РФ организация обязана подать заявление о постановке на учет в налоговую инспекцию по местонахождению своего обособленного подразделения в течение одного месяца с момента создания этого подразделения.

Читайте также:  Как заполнить форму кнд 1151111 пример

Правовой режим имущества вуза и его структурных подразделений

Выше упоминалось о правовом режиме имущества филиалов и представительств. Рассмотрим подробнее вопрос правового режима имущества учреждения и его структурных подразделений.

Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Существует мнение, что, как и унитарные предприятия, они представляют собой остатки прежней экономической системы, не свойственной развитому товарному рынку. Мнение это дискуссионно и заслуживает отдельного рассмотрения.

Остановимся лишь на вещном праве имущества, находящегося в распоряжении учреждения (равно обособленного подразделения).

Государство, как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать на принадлежащих ему объектах и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно вынуждено закреплять за предприятиями и учреждениями свое имущество на ограниченном вещном праве: праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме полномочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения является более широким, нежели право оперативного управления.

В соответствии со ст.294 Гражданского Кодекса право хозяйственного ведения – это право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законами и иными правовыми актами. Имущество, передаваемое на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. В отношении такого предприятия собственник-учредитель сохраняет правомочия, предусмотренные п.1 ст.295 Гражданского Кодекса: он вправе создать предприятие, назначить директора, утвердить устав, реорганизовать и ликвидировать его, осуществлять контроль за использованием по назначению имущества, получать часть прибыли от использования переданного имущества. Особо следует отметить, что имуществом, находящимся у предприятия на праве хозяйственного ведения, оно отвечает по своим долгам.

Право оперативного управления в соответствии с п.1 ст.196 Гражданского Кодекса – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, задачами собственника и назначением имущества. Право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения.

Если предприятие наделенное имуществом на праве хозяйственного ведения не может распоряжаться только недвижимым имуществом, остальным же имуществом, принадлежащим предприятию оно распоряжается самостоятельно, то учреждение в соответствии с прямым указанием п.1 ст.298 Гражданского Кодекса вообще лишено права распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом полученным по смете. Самостоятельно распоряжаться учреждение может лишь денежными средствами, расходуемыми им в соответствии со сметой. Таким образом учреждение даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним движимое и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника, чтобы он сам от своего имени произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

На особом правовом положении находится имущество учреждения, полученное от "приносящей доходы" деятельности. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретаемое за их счет имущество в соответствии с п.1 ст.298 поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Можно говорить об особом вещном праве – праве самостоятельного распоряжения.

Поскольку перечень вещных прав в соответствии с п.1 ст.216 Гражданского Кодекса является закрытым, то существует мнение среди цивилистов, что право самостоятельного распоряжения тождественно праву хозяйственного ведения. Действительно эти права весьма близки, но при детальном анализе гражданско-правовых норм не тождественны. Не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, сделаем лишь интересующий нас вывод в рамках рассматриваемой темы о структурных подразделениях вуза, что имущество учреждения, полученное по смете и в результате деятельности приносящей доход, имеет различный правовой режим: в первом случае учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления, во втором – на праве самостоятельного распоряжения. Таким образом, если учреждение осуществляет деятельность, приносящую доход или создает структурные подразделения, осуществляющие платные образовательные услуги и иную разрешенную законодательством деятельность, направленную на достижение целей и задач указанных в Уставе или Положении, то имущество, полученное в результате такой деятельности приобретает особый правовой статус и должно учитываться на отдельном балансе.

Бюджетное регулирование деятельности вуза

Рассмотрим соотношение вышеуказанных выводов с бюджетным регулированием деятельности вузов.

В 90-х годах бюджетное право РФ существенно изменилось, что было обусловлено произошедшими экономическими и политическими переменами. Изменения выразились в повышении уровня самостоятельности субъектов бюджетных отношений, появились новые черты, связанные с нацеленностью на переход к рыночным отношениям. Была создана нормативная база бюджетного права. Среди законодательных актов специального содержания выделяются Закон РСФСР N 734-1 от 10.01.91 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса", Закон РФ N 4807-1 от 15.04.93 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства Финансов РФ. С 01.01.2000 года вступил в силу Бюджетный Кодекс РФ, принятый Государственной Думой 17.07.98 г.

Если проследить развитие бюджетного законодательства на протяжении последнего десятилетия, то весьма выпукло просматривается стремление к централизации государственной власти, которое в первую очередь отражается на имущественных отношениях. Для этого достаточно проанализировать доходную часть бюджета.

Классификацию доходов государства можно провести по разным основаниям: по социально – экономическому признаку, по территориальному и пр. Бюджетный Кодекс выделяет налоговые и неналоговые виды доходов. В соответствии с п.4 ст.41 Бюджетного Кодекса к неналоговым относятся доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Причем п.1 ст.51 БК акцентирует внимание на том, что неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме.

Наметившуюся тенденцию централизации демонстрирует и Постановление Правительства от 22.08.98 г. N 1001 "О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". Таким образом право вуза самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от деятельности приносящей доход, оказывается урезанным до права оперативного управления, когда собственник через органы казначейства полностью контролирует доходы и расходы учреждения. Возникает правовая коллизия между законодательными актами принятыми в первой половине 90-х годов (Закон "Об образовании", Гражданский Кодекс), когда общество стремилось к построению правового государства, основанного на демократических началах и правовыми нормами конца 90-х годов при наметившейся тенденции к жесткой централизации.

Проблема оказалась еще и в том, что в Постановлении N 1001 и последних нормативных актах принятых Министерством Финансов и Центральным Банком РФ в целях реализации этого постановления речь идет об открытии лицевого счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Если гражданское законодательство, используя понятие "счет" в единственном числе, подразумевает вид счета (расчетный, текущий, лицевой, корреспондентский) в качественном, но не в количественном смысле, и предполагает возможность наличия у организации нескольких, например, расчетных счетов, то термин "лицевой счет" в Постановлении N 1001 был почему-то понят буквально в единственном числе. Получилось, что учреждение, даже если оно имеет сложную внутреннюю структуру, ведет различные виды деятельности, должно иметь один счет по учету внебюджетных средств.

Даже если государство желает контролировать все доходы и расходы учреждения нецелесообразно искусственно создавать излишние препоны для получения этих средств и их расходования, ограничивая право учреждения иметь несколько счетов по учету внебюджетных средств, по сравнению с другими коммерческими и некоммерческими организациями. Зачем же ставить в заведомо невыгодное положение источник доходной части бюджета?

Читайте также:  Нарушение правил содержания сельскохозяйственных животных

Структурные подразделения осуществляют свою деятельность от имени юридического лица и в пределах компетенции, определённых юридическим лицом.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

С точки зрения гражданского законодательства представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а потому не могут выступать носителями соответствующих прав и обязанностей. От имени юридического лица действуют руководители представительств и филиалов на основании его доверенности. Важным признаком здесь является территориальная и организационная обособленность.

В то же время представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица. Более того, имущество представительств и филиалов отражается на отдельном балансе.

Итак, филиалы и представительства являются субъектами предпринимательства, чего нельзя сказать о внутренних структурных подразделениях коммерческой организации.

Гражданский кодекс РФ – ст.55.

Налоговый кодекс РФ – ст.11, 19.

Позицией сторонников предпринимательского права, разделяемой авторами этого учебника, является признание субъектами предпринимательской деятельности не только юридических лиц и их объединений, но и структурных подразделений коммерческих организаций, которые могут существовать в двух видах: как территориально обособленные – филиалы и представительства и как необособленные от организации территориально, т.е. расположенные по месту ее нахождения, структурные подразделения-производства, цеха, службы и пр.

Понятие "обособленное подразделение" не раскрывается в гражданском законодательстве, в отличие, например, от налогового, в соответствии с которым обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п.2 ст.11 НК РФ). Такие признаки обособленного подразделения, как наличие территориально обособленных стационарных рабочих мест, не являются определяющими с точки зрения ГК РФ. В ст.55 Кодекса перечислены два вида обособленных подразделений – филиалы и представительства, без определения родового понятия – обособленное подразделение.

Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал определяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Таким образом, квалифицирующим признаком обособленного подразделения с точки зрения гражданского законодательства является осуществление каких-либо функций юридического лица вне места его нахождения. Поскольку филиалы могут выполнять функции представительства, а представительства непосредственно не занимаются предпринимательской деятельностью, в дальнейшем речь будет идти о филиалах как об обособленных подразделениях коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность вне места нахождения организации.

Создание филиалов осуществляется по решению уполномоченных органов управления коммерческой организации, как правило, на основании технико-экономического обоснования целесообразности создания в другой, по отношению к месту нахождения организации, административно-территориальной единице обособленного подразделения юридического лица. Полномочиями по принятию решения об образовании обособленного подразделения обладает соответствующий орган управления организации в зависимости от ее организационно-правовой формы. Так, органом управления, компетентным принять решение о создании филиала АО, является совет директоров (пп.14 п.1 ст.65 Закона об АО), ООО – общее собрание участников (п.1 ст.5 Закона об ООО).

В отличие от ранее действовавшего законодательства в настоящий момент не предусмотрена государственная регистрация территориально обособленных подразделений. При этом п.3 ст.55 ГК РФ содержит императивное требование о необходимости указывать в учредительных документах юридического лица о созданных им филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе организации, связанных с изменением сведений о ее филиалах и представительствах, предоставляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

Отсутствие надлежащим образом оформленных изменений в учредительных документах организации относительно создания территориально обособленных структурных подразделений является одним из частных случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и может повлечь за собой ответственность юридического лица за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в государственный реестр (ст.25 Закона о регистрации юридических лиц).

Здесь важно отметить, что налоговое законодательство для целей налогообложения остается безразличным к наличию или отсутствию в учредительных документах юридического лица сведений о созданных им филиалах и представительствах. Так, согласно п.2 ст.11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Такая позиция законодателя в принципе понятна. Территориально обособленные подразделения коммерческих организаций пользуются существующей в месте их функционирования инфраструктурой и должны вносить свою долю в создание и поддержание этой инфраструктуры, в том числе путем отчисления определенных налогов по месту своей хозяйственной деятельности.

Фактически многие территориально обособленные подразделения юридических лиц пока еще не оформлены в соответствии с требованиями гражданского законодательства. А поскольку, основываясь исключительно на нормах гражданского законодательства, нельзя добиться внесения обособленными подразделениями, юридически не оформленными как филиалы и представительства, налогов и сборов по месту их фактического нахождения, в налоговом законодательстве, по сути, выработано понятие "филиал de-facto".

Так, согласно инструктивным разъяснениям МНС России, возникновение филиала и исполнение им обязанностей, вытекающих из законодательства о налогах и сборах, а также норм иных отраслей права, имеющих отношение к налогообложению, не зависит от того, утверждено ли положение о филиале и действует ли последний на основании этого положения, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах юридического лица и т.п.

Правовой статус филиала определяется тем, что он не является юридическим лицом, а представляет собой часть или структурное подразделение организации.

Взаимоотношения между филиалом и создавшей их коммерческой организацией строятся на основе:

– решения о создании филиала;

– учредительных документов юридического лица;

– положения о филиале;

– доверенности, выданной руководителю филиала.

Юридическое лицо вправе наделять филиал своим имуществом. При этом обособленность этого имущества носит относительный характер, поскольку оно продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Имущество филиала образуется из средств, закрепленных за ним организацией, а также приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате собственной производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с полномочиями, предоставленными ему учредившим его юридическим лицом.

Гражданский кодекс не предусматривает обязательного выделения обособленного подразделения организации на отдельный баланс. Имущество филиала может по усмотрению самого юридического лица учитываться только на его балансе либо выделяться на отдельный баланс, который представляет собой часть баланса организации. Следует отметить, что Закон об АО (п.4 ст.5) предусматривает особенность для обособленных подразделений АО: имущество их филиалов и представительств учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе самого АО.

Для понимания правового положения обособленных подразделений приведем понятие отдельного баланса, отсутствующее в нормативных документах, но выработанное специалистами исходя из принципов и методологии бухгалтерского учета. Под отдельным балансом структурного подразделения понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности.

Правовой статус филиалов как налогоплательщиков нашел исчерпывающее отражение в ст.19 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги (сборы). Филиалы исполняют обязанности создавших их организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

Читайте также:  Является ли страховой полис договором страхования

Следовательно, ответственность за своевременную уплату налогов и сборов возлагается на само юридическое лицо, имеющее обособленные подразделения. Взыскание по налоговым недоимкам и другим долгам филиала может быть обращено на имущество самого юридического лица. Именно поэтому при ликвидации филиала отсутствует обязательное требование об уведомлении кредиторов, ведь они могут предъявить претензии к самой организации, претендуя на любое ее имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Филиал по усмотрению юридического лица, его создавшего, может по месту своего нахождения иметь в учреждениях банка или иных кредитных учреждениях расчетный или текущий счет (рублевый или валютный). Наличие или отсутствие такого счета не влияет на правовой статус обособленного подразделения.

Филиалы осуществляют предпринимательскую деятельность от имени создавшего их юридического лица в соответствии с профилем и в пределах, им установленных. Для выполнения возложенных на них функций филиалы наделяются определенной оперативной самостоятельностью. Компетенцию филиала составляют делегированные ему юридическим лицом полномочия по ведению предпринимательской деятельности.

Управление филиалом осуществляется органами управления создавшей его организации в соответствии с полномочиями, возложенными на них, а также руководителем (директором) филиала. К компетенции самой организации по управлению филиалом может быть, в частности, отнесено определение профиля и основных направлений деятельности филиала, утверждение его производственных планов и отчетов об их выполнении, утверждение Положения о филиале, определение его организационно-хозяйственной структуры, назначение и досрочное прекращение полномочий директора филиала, проведение аудиторских проверок, принятие решения о прекращении деятельности филиала и пр.

Директор филиала действует на основании Положения о филиале и выданной ему организацией доверенности. Правоспособность обособленного подразделения во многом зависит от полномочий руководителя. Директор филиала в рамках, определенных доверенностью, совершает действия от имени юридического лица, осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала в соответствии с утвержденным бизнес-планом, распоряжается средствами филиала, издает распоряжения в отношении работников филиала и совершает прочие полномочия, необходимые для достижения целей и задач обособленного подразделения.

Необособленные территориально структурные единицы коммерческих организаций существуют в организационной форме производств, цехов, служб. Правовое регулирование их участия в предпринимательской деятельности осуществляется внутренними документами организации, поскольку законодательство и правовые акты не определяют их места в системе предпринимательских отношений.

Создание необособленных подразделений и утверждение их организационной структуры осуществляется приказом руководителя организации исходя из целей и задач, стоящих перед соответствующим хозяйствующим субъектом. Подразделения действуют в соответствии с Положениями о них, утверждаемыми руководителем организации.

Варианты организации внутрипроизводственных отношений могут быть различными в зависимости от сферы предпринимательской деятельности организации, степени диверсификации производства, сложившегося стиля управления (директивный, коллегиальный и пр.), корпоративных традиций и других причин организационного, экономического и технологического характера. Коммерческие организации, имеющие в своем составе многочисленные производственные, торговые или иные структурные подразделения, хотя и расположенные на одной территории, но осуществляющие предпринимательскую деятельность каждое в своей сфере, в значительной степени делегировали полномочия и ответственность на уровень этих структурных подразделений.

Такие структурные подразделения (производства, цеха), не являясь юридическими лицами, могут действовать в условиях внутреннего коммерческого расчета, обеспечивающего конкурентную среду внутри организации, а также экономические и правовые гарантии прав и ответственности структурных подразделений за успешность своей деятельности.

Внутренний коммерческий расчет базируется на принципе организации производственных или торговых структурных подразделений организации как самостоятельных центров прибыли (профит-центров), ответственных за результаты своей хозяйственной деятельности. Эта ответственность отличается от имущественной ответственности юридического лица и выражается прежде всего в ответственности должностных лиц структурного подразделения за выполнение возложенных на них функций.

Структурные подразделения наделяются определенным имуществом (основными фондами, нематериальными активами, оборотными средствами), которое учитывается на балансе организации и поэтому обособлено весьма условно. Для повышения ответственности подразделений за результаты их предпринимательской деятельности в бухгалтерской или планово-экономической службе организации могут открываться "внутренние" лицевые счета структурных подразделений, где отражаются финансовые результаты деятельности подразделения. Структурные подразделения самостоятельно ведут первичный бухгалтерский и статистический учет, составляют оперативную отчетность. В рамках организации между подразделениями на основании первичных документов могут осуществляться расчеты, отражаемые на их лицевых счетах.

В коммерческих организациях могут быть приняты различные методики определения финансовых результатов деятельности структурных подразделений. В зависимости от достигнутых показателей структурное подразделение может распорядиться определенной частью заработанных средств, например направить их на стимулирование труда персонала. В случае недостаточности средств для осуществления предпринимательской деятельности подразделения организация, по сути, кредитует его, и в последующем определенные проценты за кредитование могут быть удержаны с лицевого счета подразделения.

Предпринимательская деятельность структурных подразделений осуществляется на основе заказов самой коммерческой организации (ее структурных подразделений), а также договоров с другими хозяйствующими субъектами, заключаемых руководителем подразделения от имени организации по доверенности. Как правило, организация утверждает структурному подразделению обязательную номенклатуру продукции (работ, услуг), сверх которой оно имеет право самостоятельно определять направления своей деятельности (например, перерабатывать отходы и из вторичного сырья выпускать продукцию по своему усмотрению). Поощряется расширение коммерческой деятельности структурного подразделения, поскольку это положительно влияет на совокупные результаты предпринимательской деятельности организации в целом.

Обеспечение подразделения сырьем и материалами, а также сбыт продукции (работ, услуг) могут осуществляться в зависимости от конкретной специфики организации ее централизованными службами или самим структурным подразделением. Как правило, централизованными службами организации регулируются вопросы ценообразования, поскольку ценовая политика оказывает влияние на формирование финансовых потоков внутри организации и на оптимизацию ее налогообложения.

Управление необособленным структурным подразделением осуществляется органами управления и должностными лицами централизованных служб организации, а также руководителем этого подразделения (директором производства, начальником цеха и пр.), назначаемым на должность единоличным исполнительным органом организации. Руководитель подразделения действует на основании должностной инструкции, Положения о подразделении, других внутренних документов организации. Ему может быть выдана доверенность на право действовать от имени юридического лица (а может быть и не выдана – в отличие от филиала, руководителю которого обязательно выдается доверенность).

Как правило, компетенция руководителя структурного подразделения, осуществляющего предпринимательскую деятельность, шире, чем компетенция руководителя службы, отдела организации, таковой деятельности не осуществляющего. В частности, полномочия руководителя, возглавляющего подразделение, осуществляющее предпринимательскую деятельность, распространяются на распоряжение финансовыми средствами, аккумулируемыми на лицевом счете подразделения после расчетов с организацией. Организационная структура управления и штаты подразделения по представлению руководителя подразделения утверждаются единоличным исполнительным органом юридического лица.

Структурное подразделение может быть перепрофилировано, реорганизовано (например, присоединено или выделено из другой структурной единицы), ликвидировано по решению компетентных органов управления юридического лица без уведомления регистрирующих органов и кредиторов, поскольку последние не вступают в непосредственные отношения со структурным подразделением и их претензии обеспечены имущественными активами организации в целом.

Краткие выводы

1. Структурные подразделения коммерческих организаций существуют в двух видах: (1) территориально обособленные – филиалы, представительства и (2) расположенные по месту нахождения организации, т.е. территориально необособленные подразделения – производства, цеха, службы.

2. Структурные подразделения коммерческих организаций осуществляют предпринимательскую деятельность от имени создавшего их юридического лица.

3. Филиалы наделяются имуществом, которое является частью имущества юридического лица, поэтому обособленность этого имущества имеет условный характер; могут открывать в банке расчетные или текущие счета. Полномочия на осуществление филиалом предпринимательской деятельности определяется решением о его создании, учредительными документами юридического лица, Положением о филиале, доверенностью, выданной руководителю филиала.

4. Правовое регулирование участия в предпринимательской деятельности территориально необособленных структурных подразделений коммерческой организации (производств, цехов, служб), включая определение их полномочий, оперативной самостоятельности, осуществляется внутренними документами организации – положениями, инструкциями, приказами, распоряжениями руководителя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector