Представитель выборного органа первичной профсоюзной организации обратился

Представитель выборного органа первичной профсоюзной организации обратился

Энциклопедия судебной практики
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
(Ст. 372 ТК)

1. Случаи, не требующие учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

1.1. Установленный ТК РФ перечень случаев, когда работодателю необходимо запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, не является исчерпывающим

Проанализировав положения Трудового кодекса РФ и Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", суд исходил из того, что перечень случаев, когда работодателю необходимо запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, установленный Трудовым кодексом РФ, не является исчерпывающим, и коллективным договором или соглашением могут быть установлены иные случаи учета мнения профсоюзного органа; порядок согласования локального нормативно-правового акта установлен ст. 372 Трудового Кодекса РФ и такой порядок при издании приказов об объявлении простоя ответчиком не соблюден.

1.2. Если в организации нет первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников, то работодатель вправе принимать любые локальные нормативные акты самостоятельно

При принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, работодатель обязан осуществить процедуру учета мнения не любого выборного органа первичной профсоюзной организации, действующей у работодателя, а только представительного профсоюзного органа (представляющего интересы всех или большинства работников данного работодателя).

Следовательно, если в учреждении нет такой профсоюзной организации, то работодатель вправе принимать любые локальные нормативные акты самостоятельно.

1.3. Для изменения численности штата в организации не требуется согласия выборного профсоюзного органа

Само по себе оспариваемое решение работодателя о возможном сокращении численности или штата работников организации не является локальным нормативным актом, для принятия которого был необходим учет мнения представительного органа работников.

1.4. При объявлении работодателем простоя соблюдения процедур, предусмотренных ст. 372 ТК РФ, не требуется

Приказ об объявлении работодателем простоя по вине работодателя не является локальным нормативным актом, поскольку не содержит нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц (всех работников организации), рассчитанные на неоднократное применение; само по себе объявление простоя по вине работодателя не может рассматриваться как ухудшение положения работников, учитывая, что простоем является временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, и объявление простоя не изменяет существенные условия трудового договора как по нормам труда, так и оплате, учитывая, что период простоя не предполагает выполнение трудовой функции, а оплата этого периода производится исходя из 2/3 оплаты среднего заработка.

2. Порядок получения мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

2.1. Работодатель обязан учитывать мнение только профсоюзного органа, представляющего интересы всех или большинства работников

Работодатель при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, должен учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя.

Учитывая что, как видно из материалов дела, созданные в ЗАО профсоюзные организации, не являются органами первичной профсоюзной организации, представляющими интересы всех или большинства работников, поэтому работодатель в силу приведенных выше норм трудового законодательства не должен был согласовывать проекты локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда в организации, поскольку сведений о том, что одна из профсоюзных организаций представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя, в деле не имеется.

2.2. При принятии локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда, работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников независимо от количества его членов

Доводы апелляционной жалобы о том, что у ответчика отсутствовали основания для учёта мнения первичной профсоюзной организации в связи с тем, что она не представляет интересы всех или большинства работников, судебная коллегия признаёт необоснованными, поскольку действующее трудовое законодательство устанавливает императивное правило, согласно которому при принятии локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда, работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников независимо от количества его членов.

2.3. Если локальным актом работодателя не установлено, как именно должно быть получено мотивированное мнение профсоюзного органа, то допускается любая форма согласования

Согласно Положению о премировании гражданского персонала войсковой части снижение размеров премии, лишение премии оформляется приказом командира части с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета.

В приказе имеется отметка председателя профкомитета о согласовании данного приказа с профкомитетом. В связи с чем коллегия полагает, что требование Положения об обязательном согласовании приказа о лишении премии с профсоюзной организацией ответчиком соблюдено. В какой форме и как именно должно быть отражено мотивированное мнение профсоюзного комитета, в Положении о премировании не указано.

2.4. Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты до достижения с органом первичной профсоюзной организации соглашения по всем пунктам возникших разногласий

Положения статьи ст. 372 ТК РФ не предусматривают запрета работодателю на принятие локальных нормативных актов до момента достижения с органом первичной профсоюзной организации соглашения по всем пунктам возникших разногласий.

2.5. Невозможность предоставления профсоюзной организацией мотивированного мнения не освобождает работодателя от обязанности проведения дополнительных консультаций с выборным профсоюзным органом

Суд пришел к обоснованному выводу о несоблюдении ответчиком установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

То указанное в апелляционной жалобе обстоятельство, что по результатам рассмотрения проектов Положений о премировании работников председателем профкома в адрес управляющего ОАО было направлено письмо, содержащее указание на невозможность предоставления мотивированного мнения при отсутствии обоснования по представленным документам, нельзя признать основанием освобождения ответчика, инициировавшего изменения в системе премирования работников предприятия, от обязанности проведения дополнительных консультаций с выборным профсоюзным органом (ч. 3 ст. 372 ТК РФ).

2.6. Отсутствие возражений со стороны профсоюзов не обязывает работодателя проводить дополнительные консультации и не свидетельствует о незаконности введения в действие локального нормативного акта

Однако материалы дела не содержат доказательств, что в установленный законом срок профсоюзы высказали мотивированное несогласие с проектом локального нормативного акта. По истечении установленного законом срока и при отсутствии мотивированного мнения профсоюза работодатель утвердил и ввел в действие локальный нормативный акт.

При этом, как правильно указано судом первой инстанции, отсутствие какого-либо возражения со стороны профсоюзов не обязывает работодателя проводить процедуру дополнительных консультаций и не свидетельствует о незаконности введения локального нормативного акта в действие.

2.7. Закон не обязывает работодателя заверять локальный нормативный акт подписями и печатью представительного органа работников

Статья 372 ТК РФ не содержит положений о том, что локальный нормативный акт должен заверяться подписями и печатью представительного органа работников.

2.8. Положения ст. 372 ТК РФ не применимы к порядку получения согласия профсоюзного органа, предусмотренного коллективным соглашением

Поскольку порядок получения согласия профсоюзного органа Территориальным соглашением не определен, суд признал, что работодатель в данном случае должен руководствоваться нормами ст. 372 Трудового Кодекса Российской Федерации о необходимости учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, которые предоставляют работодателю право не считаться с этим мнением в случае недостижения согласия с профсоюзным органом.

Читайте также:  Направление на плановую операцию

Между тем предусмотренный ТК РФ порядок учета мнения выборного профсоюзного органа не может быть применен к порядку получения предусмотренного иным нормативным актом, а именно Территориальным соглашением по организациям угольной промышленности, предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

2.9. Работодатель утверждает форму расчетного листка, учитывая мнение выборного органа первичной профсоюзной организации

При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

2.10. Работодатель утверждает порядок применения вахтового метода, учитывая мнение выборного органа первичной профсоюзной организации

Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

3. Оспаривание действий работодателя и профсоюзной организации

3.1. Ст. 372 ТК РФ не предусматривает оспаривание мнения профсоюзной организации в судебном порядке

Статьей 372 ТК РФ определен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов и также порядок судебного оспаривания.

Вышеуказанной нормой определен порядок разрешения спора между администрацией предприятия и профсоюзной организацией по принятию локального нормативного акта, который не предусматривает оспаривание мнения профсоюзной организации в судебном порядке.

3.2. При нарушении порядка согласования и порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации заявление данного органа подлежит рассмотрению государственной инспекцией труда

Применительно к ч. 5 ст. 372 ТК РФ государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательного для исполнения.

Поэтому при нарушении как порядка согласования, так и порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации заявление указанного органа подлежит рассмотрению государственной инспекцией труда, а не в рамках коллективного трудового спора.

3.3. Выборный орган первичной профсоюзной организации вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Из [статьи 372 ТК РФ] следует, что не только за работником, но и за выборным органом первичной профсоюзной организации законодатель признаёт право на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора применительно к спорным правоотношениям.

3.4. Локальный акт может быть оспорен работником, считающим, что в результате принятия этого акта были нарушены его права

Статья 372 Трудового кодекса РФ не содержит запрет на возможность оспаривания локального акта работником, находящимся в трудовых отношениях с данным работодателем и считающим, что в результате принятия этого акта нарушены его права.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 января 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович, А. Фроловой.

28 Августа 2017

Основные права первичной профсоюзной организации,

предусмотренные ТК РФ

Работники имеют право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров , заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников , в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Читайте также:  Аварийные дома в ростове на дону

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.

При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.
Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

Читайте также:  65 Межвидовой региональный учебный центр войск связи

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо, когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 – 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Руководитель организации обратился в профком с письменным предложением согласовать вопрос об увольнении пятерых работников в связи с сокращением численности и штата работников по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса, в связи с тем, что сократился объем работы. Профком согласия на увольнение не дал. Получив отказ профкома, работодатель на следующий день издал приказ об установлении всем работникам организации неполного рабочего времени с оплатой пропорционально отработанному времени.

Правомерны ли действия работодателя?

Назовите основание и процедуру прекращения трудового договора в связи с сокращением численности и штата работников по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса.

Увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 или 3 ч. первой ст.81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно ст. 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2, 3 или 5 ч. первой ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

  • 1. до расторжения трудового договора работодатель должен правильно решить вопрос о преимущественном праве на оставление на работе;
  • 2. о предстоящем увольнении работники должны быть предупреждены работодателем персонально и под расписку не менее чем за 2 месяца до увольнения;
  • 3. работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;
  • 4. при угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа должен принять необходимые меры, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами. коллективным договором, соглашением;
  • 5. если работник является членом профсоюзной организации, то работодатель обязан учитывать мнение выборного профсоюзного органа данной организации (ст. 373 ТК РФ);
  • 6. уволенному работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за 2 месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Работник заинтересован в применении данного положения, когда он до истечения срока предупреждения нашел новое место работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector