Приказ о приеме на работу водителя

Приказ о приеме на работу водителя

Автотранспорт имеет преимущества перед другими видами транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Грузовые автомобили (особенно автопоезда – грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с другими видами транспорта и перевозят практически все виды грузов. Люди, занятые перевозками грузов, составляют одну из самых массовых профессий в мире. Поэтому образец трудового договора с водителем грузового автомобиля должен быть тщательно выверен.

Работа с кандидатом

Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящена 51 глава ТК РФ . Предположим, уже подобран достойный кандидат, имеющий права на управление транспортным средством нужной нам категории, приличный опыт работы, безаварийный стаж вождения и т.п. и не имеющий вредных привычек.

  1. Чтобы удостоверится, что нужный кандидат не имеет медицинских противопоказаний, работодатель обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, выдав соответствующее направление (п. п. 7, 8 Приложения 3 к Приказу от 12.04.2011 N 302н ). Только после положительного заключения медицинского осмотра можно осуществить прием на работу ( ст. 328 ТК РФ ). Кандидат, не прошедший такой осмотр (выявлены какие-либо противопоказания), не может быть принят на работу в качестве водителя ( ч. 2 ст. 212 ТК РФ ).
  2. Потенциальный работодатель должен обязательно проверить уровень компетенции кандидата. Соответствующий порядок утвержден приказом Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59.
  3. Теперь о документах, которые предъявляет кандидат ( ст. 65 ТК РФ ):
    • паспорт;
    • трудовая книжка;
    • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
    • военный билет;
    • водительское удостоверение с открытыми категориями «С» и «СЕ».
    • Убедившись, что все документы в порядке, работодатель должен ознакомить будущего сотрудника под подпись с локальными нормативными актами (далее – ЛНА), которые связаны с его предполагаемой деятельностью ( ч.3 ст. 68 ТК РФ ):
      • Правилами внутреннего трудового распорядка;
      • Положением о порядке хранения и использования персональных данных;
      • Положением о материальном стимулировании;
      • Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
      • Положением о компенсационных выплатах водителям;
      • Инструкцией по охране труда для водителя-экспедитора;
      • прочими ЛНА, которые приняты работодателем и являются обязательными для исполнения работниками.

      Заключение трудового договора

      Теперь пора заполнять трудовой договор с водителем.

      В документе обязательно указывают ( ч. 2 ст. 57 ТК РФ ):

      • место работы – это, как правило, фактический адрес работодателя;
      • трудовая функция – т.е. конкретный круг обязанностей сотрудника;
      • дата начала работы (если заключается срочный контракт, то указывается срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения такого соглашения);
      • условия оплаты труда;
      • режим рабочего времени и времени отдыха;
      • характер работы (разъездной, в пути и др.);
      • условия труда на рабочем месте;
      • условие об обязательном социальном страховании работника.

      Дополнительные условия трудового договора

      Договор также может содержать дополнительные условия. Остановимся подробнее на некоторых основных пунктах. Раскрывая трудовую функцию водителя, в контракте необходимо указать, например, что трудящийся обязан:

      • управлять автомобилем, соблюдать правила дорожного движения;
      • обеспечивать своевременную подачу автомобиля к указанному месту для транспортировки грузов работодателя и его клиентов;
      • принимать груз со складов в соответствии с сопроводительными документами;
      • проверять целостность упаковки;
      • контролировать правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ, соотношение веса перевозимого груза и грузоподъемности автомобиля, размещение и укладку груза;
      • обеспечивать доставку груза к месту назначения, необходимый режим хранения и сохранность его при транспортировке;
      • сдавать доставленный груз;
      • при необходимости участвовать в составлении актов на недостачу, порчу груза и других документов при наличии соответствующих надлежаще оформленных полномочий;
      • проверять техническое состояние и прием автомобиля, на котором осуществляется транспортировка груза перед выездом на линию;
      • обеспечивать своевременную заправку автомобиля топливом, охлаждающей жидкостью, замену смазочных материалов и др.;
      • бережно относиться к автомобилю работодателя;
      • обеспечивать постановку автомобиля на отведенное работодателем место по возвращении;
      • устранять возникшие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов;
      • иметь права определенной категории, в том числе, «С» и «СЕ», если нужен сотрудник на грузовики. Этот пункт рекомендуют непременно включать в трудовой договор, т.к. будучи лишенным водительских прав, работник должен быть отстранен от работы ( абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ и абз. 3 п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 ), а в случае лишения прав более, чем на 2 месяца, может быть уволен на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при условии соблюдения работодателем определенных ТК процедур.

      • 20 000 руб. – для ответственного должностного лица;
      • 100 000 руб. – для организации и индивидуального предпринимателя.

      Если работник контролирует сопроводительную документацию, оформляет приемо-сдаточную документацию, то необходимо заключать трудовой договор с водителем-экспедитором. В таком случае не лишним будет составить и подписать договор о полной материальной ответственности, т.к. работа экспедитора входит в Перечень из Постановления Минтруда России N 85 от 31 декабря 2002 г.

      Читайте также:  Инспекция ведомственной пожарной охраны уфсин

      Должностная инструкция

      Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.

      Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 ). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.

      Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории. Среди важных требований к лицам, которые перевозят опасные грузы, отметим запрет на управление автомобилем для тех, кто в течение последнего года был лишен прав.

      Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути?

      Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ .

      Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр. Также в этом пункте указывается информация о том, нормированным или ненормированным является рабочий день, какие предусмотрены ежегодный оплачиваемый и дополнительный отпуска.

      Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.

      Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц. Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.

      В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:

      1. доплата за сверхурочную работу;
      2. доплата за работу в ночное время;
      3. надбавка за классность;
      4. доплата за разделение рабочего дня на части.

      В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:

      • расходы на проезд;
      • расходы по найму жилого помещения;
      • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
      • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
      Читайте также:  Причины снятия с учета в центре занятости

      Карта для тахографа – это важно

      Составив и согласовав с работником трудовой договор, подписав приказ о приеме, личную карточку, НЛА, мы вроде бы закончили оформление документов на сотрудничество с дальнобойщиком. Если у кандидата есть карта водителя и она подходит для тахографа, установленного в транспортном средстве, то он может приступать к выполнению своих обязанностей. В случае если его карта не подходит к вашим тахографам или ее вообще нет, начать работать новый сотрудник сможет в лучшем случае через месяц, т.к. на ее изготовление в специализированной организации уходит некоторое время. Управление транспортным средством без карты грозит административной ответственностью:

      1. по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ :
        • штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
        • на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
        • по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ , т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф – от одной тысячи до трех тысяч рублей.

        Поскольку в административном праве действует презумпция виновности, то никто не будет на дороге разбираться, по какой причине происходит нарушение. Подтверждение этому можно найти в Постановлении Ярославского Областного суда от 28 сентября 2015 г. N 4А-410/2015. Поэтому без карты для тахографа работника отпускать в рейс нельзя.

        От того, насколько сотрудник квалифицирован, нередко зависит здоровье, и даже жизнь окружающих его людей. Это в полной мере относится к работе водителей автобуса. Прием на соответствующую вакансию имеет особенности: для претендентов разработаны специальные требования, которые остаются актуальными не только на момент трудоустройства, но и процессе работы. Именно об этом идет речь ниже.

        Обязательные документы при устройстве на работу

        Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).

        При устройстве на должность водителя претендент обязан предоставить стандартный пакет документов. Перечень его содержимого предусмотрен в Ст. 65 ТК. Он актуален для всех тех, кто претендует занять любую должность.

        № п/п Документы Примечание
        1. Паспорт или другой документ, который удостоверит личность претендента
        2. Трудовая книжка Она не требуется, если претендент:

        – будет работать по совместительству;

        – впервые в жизни заключает трудовой договор.

        В последнем случае книжку оформляет работодатель

        3. Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованию Если трудовой договор – первый в жизни, то свидетельство также оформит работодатель 4. По воинскому учету Только для военнообязанных граждан и тех, кто подлежит призыву на военную службу 5. Подтверждающие образование и (или) квалификацию (п. 1 Ст. 328 ТК) Если работа того требует – прочие документы, которые свидетельствуют о наличии у претендента специальных знаний, дополнительной подготовки

        Важно! Водитель автобуса не может работать по совместительству, если на основном месте работы он занимает аналогичную должность.

        Дополнительные требования к водителям автобуса

        Кандидат на должность водителя должен отвечать дополнительным требованиям, которые носят обязательный характер. Они включают:

        1. Возраст. Работать водителем автобуса имеет право только человек, достигший совершеннолетия.
        2. Наличие водительского удостоверения. При этом важен не только тот факт, что этот документ у претендента присутствует. В водительском удостоверении должна быть отметка о соответствующей категории транспорта, позволяющая управлять автобусами (категория D).
        3. Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Она должна быть у будущего сотрудника до того, как с ним подпишут трудовой договор.

        Работодатель обязательно направляет водителя на прохождение предварительного медосмотра (Ст. 328 ТК). Соискатель проходит его или в клинике, с которой у предприятия имеется заключенный договор, или же в ином лицензированном медучреждении. Расходы на проведение осмотра должен покрыть работодатель.

        Когда претендент на водительскую должность не желает пройти медкомиссию, в приеме на работу ему следует отказать.

        Важно! Если водителю автобуса предстоит перевозить пассажиров, ему должно быть не менее 21 года.

        Пошаговая инструкция приема претендента на водительскую должность

        Последовательность приема водителя автобуса на работу можно описать так:

        Шаги Содержание
        1. Изучение нанимателем предоставленного пакета обязательных документов
        2. Проверка наличия водительского удостоверения и необходимой категории, позволяющей водить автобус
        3. Направление претендента на медкомиссию
        4. Проведение устного собеседования. Его можно заменить письменным тестовым заданием
        5. Ознакомление работника с локальными трудовыми актами
        6. Подписание трудового договора
        7. Издание соответствующего приказа по ф. Т-1 или по установленной в компании форме
        8. Ознакомление водителя с приказом. Письменное подтверждение: сотрудник ставит свою подпись и пишет дату ознакомления
        9. Заполнение личной карточки водителя (ф. Т-2)
        10. Кадровик заносит в трудовую книжку водителя запись, которая содержится в приказе о заполнении вакансии. Проводится она через 5 дней
        Читайте также:  Группа свидетельство о смерти википедия

        В трудовом соглашении разумно указать о:

        • особенностях разъездного характера работы;
        • наличии или отсутствии материальной ответственности (частичной или полной).

        Важно! Оформление договора, который предусматривает полную материальную ответственность, обязательно и правомерно тогда, когда водитель автобуса параллельно работает как экспедитор.

        Проведение собеседования с претендентом на должность водителя

        С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.

        По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.

        Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.

        Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.

        Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:

        Блоки Что в них содержится
        1. Персональные данные претендента
        2. Информация о полученном образовании и удостоверении водителя
        3. Наличие опыта работы водителем
        4. Сведения о семье и детях
        5. На какую зарплату рассчитывает кандидат
        6. Что ожидает получить, кроме дохода

        К разработке анкеты необходимо отнестись внимательно. Нужно помнить, что некоторые вопросы попросту запрещены УК РФ. Нельзя требовать от кандидата ответа на то:

        • какой он национальности;
        • какую веру исповедует;
        • кто его родители;
        • насколько обеспечен материально.

        Работодатель не может заставить претендента заполнить предлагаемую форму, если тот отказывается.

        Важно! Нежелание кандидата ответить на вопросы анкеты не выступает основанием отказа в приеме на работу.

        Несколько вопросов и ответов

        Вопрос 1. Работник предоставил при собеседовании ложную информацию. Имеет ли наниматель право уволить его, ссылаясь на эту причину?

        Ответ. Если сотрудник при приеме на работу представил подложные документы, у нанимателя имеется право на его увольнение (п. 11 Ст. 81 ТК).

        Вопрос 2. Обязательно ли проходить стажировку водителю автобуса, и кем она организуется?

        Ответ. Стажировка обязательна тогда, когда человек ранее не работал на аналогичной должности, длительное время не применял свои практические навыки, прошел переподготовку. Организует ее прохождение работодатель. Требования и порядок стажировки регламентируются внутренним документом компании.

        Распространенные ошибки при оформлении на работу

        Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

        1. Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
        2. Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.

        Вопрос к эксперту

        Для должности «водитель автобуса» предусмотрены классы (1, 2, 3). Обязан ли работодатель их присваивать и когда?

        Ответ. Присваивать ли водителю классность и выплачивать ли соответствующую надбавку – решает работодатель. Ему следует учесть, что при установлении квалификации учитывается количество лет стажа работы сотрудника в конкретной организации. Класс повыше присваивают, если отработано непрерывно:

        • не менее 3 лет водителем 3-го класса 2-й класс;
        • минимум 2 года водителем 2-го класса 1-й класс.

        При переходе на новое место работы классность аннулируется. Но наниматель вправе подтвердить ее, издав соответствующий приказ.

        Руководитель отдела управления персоналом Макеева Н. Л.

        Труд наемных водителей автобусов используется немалым количеством работодателей. Поэтому так важно владеть информацией об особенностях приема на работу данной категории сотрудников.

        Приказ о приеме на работу водителя (образец заполнения)

        Унифицированная форма N Т-1

        Утверждена
        Постановлением Госкомстата
        России от 05.01.2004 N 1

        С приказом (распоряжением) работник ознакомлен ——– "–" —— 20– г.

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock detector