Психолог в полиции где учиться

Психолог в полиции где учиться

Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

Почему оперативник не может быть следователем, кто приходит на собеседования в органы и какое качество полицейского самое главное? В рамках проекта "Лица порядка" корреспонденты M24.ru поговорили с психологом МВД Дарьей Турченковой о ее роли в карьере правоохранителей и взглядах на жизнь.

– Для чего полиции собственные психологи?

– Во-первых, психологи занимаются кадровыми вопросами. В частности, мы оцениваем соискателей на должности сотрудников. Психологи также диагностируют действующих полицейских, которые планируют в ближайшем будущем подняться по карьерной лестнице. Во-вторых, мы занимаемся психологическим сопровождением личного состава: проводим занятия, оказываем нуждающимся помощь и поддержку.

– Какие люди подходят для работы в полиции?

– Я сама нередко задаю себе этот вопрос и формулирую для себя ориентиры и критерии, которыми руководствуюсь. Первоочередное – это нравственные качества. Все остальное наслаивается сверху. Главное – то, что у человека внутри. Это может быть, так сказать, изначальная чистота или, наоборот, недостаток нравственности. Не исключено, что человек уже приходит в мир с отрицательным или положительным зарядом – у него внутри либо свет, либо тьма. На это внутреннее состояние я и ориентируюсь в первую очередь. Или он делает определенного рода выбор в пользу одного из двух возможных направлений. Конечно, кроме этого играют роль детские травмы и другие деформации, которые мы также выявляем и учитываем.

– Есть ли какие-то особые качества, которые нужны сотрудникам разных полицейских подразделений?

– Определенно. Оперá должны быть хитрыми, перевоплощаться, сливаться с окружающей средой. Следователь же не такой живой, он аналитик, думающий человек. Его задача – встроиться в мир подозреваемого, понять ход его мыслей. Постовые – это больше про правила, хорошую реакцию, физическую подготовку. Все эти качества очень важны, но вопрос всегда в том, как человек реализует их, как он поступает в тот или иной момент, какие цели преследует и за что стоит.

– Бывало так, что устраиваться на работу приходили нестандартные личности?

– Бывали случаи, когда кандидат открывал дверь с ноги и вообще демонстрировал бесцеремонность и плохие манеры. А вот один раз человек пришел собеседоваться вместе с мамой. Она его на каждом шагу контролировала, вплоть до того, что письменные тесты заполняла вместе с ним. Стоило приложить немало усилий, чтобы оторвать их друг от друга. Таким образом, незрелость и отсутствие самостоятельности в принятии решений могут стать основанием для отрицательной рекомендации.

Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

– Бывало ли так, что вы отказывали людям после первого собеседования, а, вернувшись через некоторое время повторно, он получал работу?

– Такое случается. В соответствии с нормативными документами, по истечении полугода мы обязаны вновь обследовать человека, если он пришел повторно. Впрочем, в некоторых случаях, когда, например, речь идет о явных нарушениях мышления, нет разницы, как много времени прошло с первой встречи – проблема никуда не денется. Если же речь не об этом, то в жизни человека может наступить переломный момент, когда в его сознании произойдут кардинальные изменения и он пересмотрит свои взгляды – тогда человек меняется и может подойти для службы.

– Какие отношения связывают психологов с подопечными?

– С одной стороны, мы производим отбор: от нас зависит, допустят ли человека к работе. В этом смысле мы вступаем в конфликт с кандидатами. С другой стороны, мы должны быть друзьями с теми, кто стал нашими коллегами, иначе будет непросто помочь им в трудной ситуации. Следовательно, наши отношения должны быть доверительными. Так что положение психологов, на мой взгляд, имеет свои противоречия.

– Используете ли вы в общении с родными и приятелями навыки, приобретенные на работе?

– Тут все неоднозначно. Иногда ко мне обращаются, потому что у меня накопился определенный багаж знаний. Когда у близких возникают сложности, я могу оказать им профессиональную помощь, так как благодаря опыту способна обнаружить фундаментальные корни проблемы. Но, как правило, психологи и психотерапевты не работают с родственниками и друзьями, поскольку находятся с ними в личных отношениях и не могут беспристрастно включаться в проблему. Поэтому порой даже если я вижу суть ситуации, я предпочитаю не вмешиваться и только в редких случаях обращаю внимание человека на это.

– Как ваша профессиональная подготовка помогает в повседневной жизни лично вам?

– На некоторые ситуации у меня выработалась психологическая защита. Например, недавно мне пришлось находиться в группе людей, где на меня была направлена агрессия одного из ее участников. Окружающие беспокоились: думали, меня это задело, ранило. Но я отчетливо видела корень проблемы и знала, что эта агрессия была адресована не мне лично, я просто олицетворяла в этот момент некую болезненную для другого человека тему. Если бы я этого не понимала, я бы обиделась, это нормальная реакция. А так – спокойно отнеслась. Моя работа делает вещи прозрачнее и помогает по-иному смотреть на события.

Должность появилась в МВД почти 20 лет назад – в конце 90-х годов. На Западе эта практика существует еще дольше. Постараемся обозначить круг обязанностей полицейского психолога, контингент, с которым придется работать, а также, что еще нужно будет делать на данной должности. Как работают западные коллеги, сколько штатных психологов состоит на службе. Надеемся, что статья поможет оценить свои силы и решить: подходит ли вам эта работа, или стоит поискать что-то менее ответственное. Специальности в колледжах после 9 класса предполагают изучение общей психологии, но для работы в силовых ведомствах этого недостаточно.

Читайте также:  Договоренность в силе или всиле

Обязанности полицейского психолога

В полиции существует целых три направления работы:

  1. С личным составом. Штат сотрудников данного направления самый многочисленный из всех, так как на сотрудников, ежедневно встречающих насилие, нарушения, приходится самая большая нагрузка.
  2. Работа с преступниками и их жертвами, а также подозреваемыми в преступлении. Это очень ответственная работа, требующая внимания – от заключения психолога иногда зависит здоровье и жизнь других людей. Специалиста очно-заочной формы обучения после колледжа на эту должность однозначно не примут. Нужен опыт и соответствующая квалификация.
  3. С тех пор, как отделилась МЧС, у них в штате появились свои психологи, которые работают с пострадавшими в катастрофах, людьми, кто подвергся воздействию природных катаклизмов, потерял близких.

Каждая должность специфична и требует, как минимум, сокращенного обучения в университете после колледжа полиции. Но, как мы успели выяснить, работать полицейским штатным психологом будет возможно только после получения диплома о высшем образовании, а также волонтерской работы. Кандидатуру должен одобрить, в свою очередь, действующий психолог в полиции.

Если вы не прошли отбор – не расстраивайтесь. Возможно, у вас нет тех личностных качеств, которые помогут выдержать каждодневную дисциплину, плюс общение со специфической аудиторией – убийцами, насильниками, педофилами, наркоманами, бросающими своих детей, и малолетними преступниками. Здесь впору о своей психике побеспокоиться, не то что другим помочь. Особенно тяжело будет девушкам из хороших семей, которым трудно понять чужое безнравственное поведение. Здесь нужен либо высочайший профессионализм, либо опыт общения в прошлом с таким контингентом и твердый характер. Лучше – и то, и другое.

Работа с подозреваемыми

Задача полицейского психолога – выявить ложь и убедить подозреваемого сказать правду. Недоверие к силовым структурам вызывает ответное поведение, которое должен скорректировать специалист.

Часто необходимо вмешательство женщины, которая может «разрядить» обстановку. С трудными подростками женского пола необходим именно такой подход, поскольку общение с матерью у них не сложилось. В этом случае молодая девушка, окончившая после 9 класса колледж по специальности «Психология», не сможет ничего добиться, ведь у нее нет своих детей… Тем более – взрослых, тем более – трудных.

Работа с потерпевшими

В большинстве случаев – это люди, чьи родственники или они сами пострадали в результате неправомерных действий. Чтобы добиться каких-либо показаний, нужно сначала успокоить человека, а потом за дело возьмется следователь.

С жертвами насилия приходится работать долго, чтобы вернуть человека в социум. Но чаще всего этого так и не удается сделать в полной мере. У многих психика после трагических происшествий так и не восстанавливается.

Работа с сотрудниками – в каких ситуациях это нужно

Больше всего в поддержке нуждаются сами работники силовых структур, особенно молодой контингент. Работа в полиции так или иначе связана с насилием. Может случиться, что до прихода в силовые структуры человек прошел сокращенное обучение после колледжа искусства, например. Из-за того, что не смог найти работу по специальности, подался в полицию, где ему дали оружие после 6 месяцев обучения. Когда пришлось первый раз выстрелить в человека – это оказалось стрессом. И такое происходит с большинством. Задача психолога – убедить в правильности принятого решения, чтобы сотрудник успокоился и продолжил работу.

Находиться среди преступников постоянно – это тяжело. Такая же ситуация у врачей. Наверное, приходилось слышать, что некоторые из них болеют теми же заболеваниями, что их пациенты. Это означает, что врач не справился, не хватило энергии на себя и на пациентов. Чтобы избежать подобного, в штате работают сразу несколько специалистов-психологов разного профиля.

Где учиться на психолога, чтобы работать в полиции

Допустить к работе в полиции могут только специалиста с высшим образованием, имеющим опыт работы полицейским. Например, человек прошел обучение по специальности оперативник в колледже после 9 класса. На практике оказалось, что у него хорошо получается вести переговоры, поэтому он поступил на факультет психологии в университет.

После учебы в ваших же интересах пройти практику. Например – в школе, чтобы увидеть, как ведут себя подростки, найти с ними общий язык. Затем можно попробовать себя в более серьезном деле – волонтерской работе, то есть работать бесплатно. Только ради того, чтобы научиться или попробовать себя в данном виде деятельности.

Колледжи

Колледж перед факультетом психологии может быть любой: педагогический, полицейский, юридический. Соответственно, какое-то направление будет доминировать в работе. После педагогического колледжа можно работать с трудными подростками. Как ни парадоксально звучит, но чтобы их понять и вызвать уважение, нужно самому побыть трудным подростком.

Это то же самое, что говорят знаменитые сыщики: мыслить как преступник. Чтобы сократить время на подготовку себя как полицейского психолога, можно уже во время обучения по специальности в колледже после 9 класса начинать заниматься волонтерской работой.

Читайте также:  Фермы по разведению скорпионов

Университеты

В университете больше практических занятий, но они рассчитаны на общий контингент, поэтому знаний в такой специфической области, как криминалистика, может не хватить. Дополнительно необходимо позаниматься с уже работающим психологом более высокого ранга, чтобы он помог определить ваши проблемные зоны, которые будут мешать работе с криминальным контингентом. Одним словом – работать над собой придется гораздо больше, чем с самим криминалом.

И это важнее, потому что такие навыки не дадут «сгореть» на работе. Сгореть – означает, что будет нарушен баланс между отдачей и потреблением энергии. Чтобы не произошло подобное, нужно научиться еще в университете техникам получения энергии. Такие методики существуют, они эффективны, и мы призываем очень серьезно к ним отнестись.

Сделайте так, чтобы вам было комфортно работать полицейским психологом. Что для этого нужно? Усидчивость, терпение, понимание человеческих слабостей и уважительное отношение к каждой личности.

В соответствии с приказом МВД России от 14 января 2016 года № 9 на базе факультета подготовки психологов, который был создан в 2006 году, образован Институт психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

С 2006 года по 2007 год факультетом подготовки психологов руководил полковник милиции Тимошенко Вадим Филиппович.

С 2007 года по 2016 год руководил полковник полиции Милькевич Алексей Николаевич.

С января 2016 года по март 2018 года – начальник Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел полковник полиции Лапенков Олег Анатольевич.

В настоящее время с марта 2018 года руководителем Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел является полковник полиции Голованов Александр Анатольевич.

Заместитель начальника Института (по учебной работе) – полковник полиции Рудой Лолита Анатольевна.

Учебно-строевыми подразделениями руководят сотрудники, имеющие высшее профессиональное образование:

подполковник полиции Саркисова Ольга Евгеньевна

майор полиции Кустов Иван Владимирович

майор полиции Пирожок Екатерина Дмитриевна

майор полиции Иванов Кирилл Алексеевич

майор полиции Пчелинцева Юлия Алексеевна

майор полиции Левченко Александр Анатольевич

капитан полиции Блохин Алексей Валерьевич

капитан полиции Коржова Виктория Николаевна

лейтенант полиции Николаева Анастасия Альбертовна

лейтенант полиции Бекиров Арсений Игоревич.

В структуру Института входят: группа обеспечения учебного процесса (ГОУП) и группа по работе с переменным составом (ГРПС).

Группа обеспечения учебного процесса занимается организацией учебно-методической и научно-исследовательской работы с курсантами и слушателями по следующим основным направлениям:

1) контроль за соблюдением расписания учебных занятий и посещаемости учебных занятий обучающимися; учет, анализ и контроль текущей успеваемости обучающихся; совместно с управлением учебно-методической работы (УУМР) организация проведения предварительной аттестации, промежуточных аттестаций (сессий) и итоговой государственной аттестации обучающихся;

2) совместно с управление организации научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности (УОНИиРИД) организация научно- исследовательской работы в институте и участие курсантов и слушателей в научно-практических конференциях и круглых столах;

3) организация и контроль, совместно с УУМР и профильными кафедрами проведения учений, учебных практик; участие в организации и проведении научно-практических конференций и круглых столов в Университете.

С 2007 года по итогам зимних и весенне-летних экзаменационных сессий институт показывает только высокие результаты.

Сотрудники группы обеспечения учебного процесса:

1) подполковник полиции Хуторская С.В., старший преподаватель-методист

2) майор полиции Квирквелия А.В., преподаватель-методист.

Группа по работе с переменным составом занимается организацией морально-психологического обеспечения, нравственно-эстетическим воспитанием курсантов и слушателей, организацией культурного досуга, оформлением наглядной агитации, оказывает шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и органов внутренних дел.

Сотрудники группы по работе с переменным составом:

1) майор полиции Беляцкая О.В., старший инспектор.

2) Бушуева Е.С., старший инспектор по контролю за исполнением поручений

В Институте обеспечивается реализация образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям:

  • «Психология служебной деятельности», специализация – «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов», выпускная квалификация – «Психолог»;
  • «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация – «Социальная педагогика», выпускная квалификация – «Социальный педагог».

Подготовка специалистов психологов и социальных педагогов осуществляется для подразделений ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области, подразделений морально-психологического обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также для других регионов Российской Федерации, в течение 5 лет.

Институт ориентирован на людей, желающих внести вклад в развитие психологии и педагогики как науки и практики, достичь личного социального и профессионального самоопределения и самореализации.

Процесс обучения начинается с прохождения курсантами 1 курса учебного сбора «Основы профессиональной деятельности», который включает в себя изучение ряда дисциплин: организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел, введение в специальность, огневая подготовка, основы тактико-специальной подготовки, физическая подготовка, строевая подготовка.

Фундаментальная психологическая и педагогическая подготовка включает такие учебные дисциплины, которые знакомят с отраслями психологической науки и практики: социальная психология, специальная психология, основы нейропсихологии, психофизиология, возрастная психология, педагогическая психология, психология труда, зоопсихология и сравнительная психология, методика преподавания психологии, педагогика, теория обучения и педагогические технологии, педагогическая психология.

Читайте также:  Объявление о режиме работы магазина образец

В цикле дисциплин специализации курсанты и слушатели более основательно знакомятся с социальной психологией, а также овладевают методами исследования и практической деятельностью психолога, тесно сотрудничая с кафедрами психологии и юридической психологии УНК ПСД.

Обучение включает социально-гуманитарные, естественно-научные, обще-профессиональные психологические дисциплины. В цикле социально-гуманитарных дисциплин изучаются: отечественная история, философия, логика, этика, социология, иностранный язык (английский, немецкий, французский), педагогика.

Для личного состава Института в соответствии с учебным планом проводится практика, которая является составной частью учебного процесса и важнейшим средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью правоохранительных органов, где обучаемые получают ознакомление с деятельностью практических органов, системой организации психологической работы в ОВД, приобретение и совершенствование практических навыков в выполнении обязанностей психолога и развитие педагогических навыков.

Основными видами практики являются: учебная практика – по получению первичных профессиональных умений и летняя педагогическая; практика по профилю специальности и педагогическая практика; производственная (преддипломная) практика.

Выпускники института могут заниматься научно-исследовательской, консультативной, преподавательской деятельностью. Выпускники Института, положительно зарекомендовавшие себя в учебной и научно-исследовательской деятельности имеют возможность продолжить обучение в адъюнктуре.

В Институте совместно с учебно-научных комплексом психологии служебной деятельности (УНК ПСД) постоянно проводятся научно-практические конференции, которые затрагивают актуальные вопросы современной психологии и актуальные вопросы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Кроме этого, курсанты и слушатели принимают активное участие в различных выездных конференциях, проводимых в Москве и Московской области с участием практических психологов подразделений ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области.

Курсанты и слушатели института привлекаются к охране общественного порядка в г. Москве в период проведения различных массовых и общественно-политических мероприятий, и всегда успешно справлялись с поставленными руководством МВД России и Университета задачами.

В период подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийский игр в состав сводного отряда полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя вошли слушатели Института. Руководство МВД России высоко оценило действия личного состава сводного отряда полиции Университета, за что ряд слушателей были награждены государственными наградами. Всему личному составу сводного отряда полиции Университета были вручены памятные медали с грамотами от Президента Российской Федерации.

9 мая 2019 года впервые в истории Министерства внутренних дел Российской Федерации в параде Победы на Красной площади принял участие парадный расчет Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. В составе Парадного расчёта Университета приняли участие курсанты и сотрудники Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел.

В Университете большое значение придается творческому совершенствованию личности обучаемых. Курсанты и слушатели Института участвуют в конкурсах художественной самодеятельности, стенной печати, творческих конкурсах МВД России «Щит и Лира», «Доброе слово», «Открытый взгляд», принимают участие в различных межвузовских викторинах, организуются выезды в театры и музеи. Сборная Института принимает участие в турнирах КВН. Проводятся занятия в рамках Университета культуры, где выступают заслуженные деятели искусств России.

Для духовного развития курсантов проводятся встречи, беседы с представителями Московского Патриархата в рамках занятий по Основам православной культуры.

Курсанты и слушатели Института принимают участие в Спартакиаде Университета по следующим видам спорта: плаванию, настольному теннису, дзюдо, самбо, мини-футболу, лыжам, волейболу, баскетболу, стрельбе из боевого оружия, легкоатлетическому кроссу и другим видам спорта.

С момента образования Института на базе факультета подготовки психологов много сделано по совершенствованию учебно-материальной базы, повышения качества учебы и престижа обучения в институте психологии служебной деятельности органов внутренних дел: оборудованы специализированные классы (психофизиологии; психологической диагностики; групповых тренингов и психологического мастерства; психофизиологических исследований с использованием полиграфа; саморегуляции и психофизического тренинга; социально-психологического тренинга профессионального общения; визуальной диагностики и психологического портретирования; педагогического мастерства; деятельности подразделений по делам несовершеннолетних), спортивный зал, тир.

В сентябре 2017 года создан Центр психологической работы, включающий в себя отдел психологической работы управления по работе с личным составом, учебно-научный комплекс психологии служебной деятельности и Институт психологии служебной деятельности органов внутренних дел, позволит по-новому организовать образовательный процесс, а также реализовать задачи практических психологов Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя по повышению эффективности профессионального психологического отбора кандидатов на службу и психологического сопровождения сотрудников.

В сентябре 2018 состоялось открытие Выставочного зала Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел, интегрированного с Центром современных образовательных технологий Университета. Новый учебно-методический центр Института представляет собой образовательное пространство, в котором наглядно, доступно и технологично представлены различные направления учебной, методической и научной деятельности в рамках подготовки психологов и социальных педагогов для органов внутренних дел.

Создание данного учебно-методического центра института психологии служебной деятельности способствует совершенствованию реализации приоритетного профиля подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя – «Деятельность подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел».

Высокая требовательность к личному составу, в сочетании с иными мерами учебно-воспитательной работы, организованной во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом и руководством территориальных органов внутренних дел имеет своим результатом наличие в Институте курсантов и слушателей, готовых по своим моральным и деловым качествам к выполнению практических задач, стоящих перед органами внутренних дел.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector