Служебный контракт понятие стороны содержание виды

Служебный контракт понятие стороны содержание виды

Впервые термин "контракт" встречается в ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007, далее – Закон о системе государственной службы), в которой закреплено, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Вместе с тем определения контракта в данном Законе не дается.

Закон о гражданской службе вводит специфическое понятие "служебный контракт". В современном значении термины "договор" и "контракт" понимаются как синонимы.

Статья 23 Закона о гражданской службе определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Стороны служебного контракта

Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о гражданской службе, представитель нанимателя – это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ. Однако в ст. 23 Закона о гражданской службе предусмотрено, что служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, что не совсем соответствует ч. 2 ст. 1.

Следовательно, представитель нанимателя заключает контракт не от своего имени, а от имени представляемого лица, т. е. права и обязанности по служебному контракту возникают у государственного органа, с которым гражданский служащий вступил в служебные правоотношения. С учетом содержания ст. 182 ГК РФ работодателем гражданского служащего является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. С этим в определенной мере согласуется п. 3 ст. 10 Закона о системе государственной службы, в соответствии с которым наниматель федерального государственного служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект. Игнатов, В.Г., Государственная и муниципальная служба в современной России / под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2004 г.-356 с.

Поэтому стороной служебного контракта нельзя признавать "представителя нанимателя", так как им может быть только государственный орган. В данном случае представитель нанимателя должен заключать служебные контракты от имени государственного органа.

Таким образом, служебный контракт выступает в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения служебного правоотношения, в силу которого его стороны приобретают соответствующие права и обязанности, определяющие правовой статус государственных гражданских служащих.

Форма и содержание

В ст. 24 Закона о гражданской службе закреплены нормы о содержании и форме служебного контракта.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

  • – наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • – дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • – права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • – виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • – права и обязанности представителя нанимателя;
  • – условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых условиях, во вредных и (или) опасных условиях;
  • – режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • – условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • – виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Права и обязанности по служебному контракту Масленникова, Е.В., Пресняков, М.В., Татаринова, Л.Н., Государственная гражданская служба в Российской Федерации / под ред. Е.В. Масленникова, М.В. Пресняков, Л.Н. Татаринова. – М.: изд-во Ось-89, 2006 г. – 320 с

Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, а именно:

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии;

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Возможные условия служебного контракта

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

  • 1) испытание при поступлении на гражданскую службу;
  • 2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  • 3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  • 4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
  • 5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Щербаков, Ю.Н., государственная и муниципальная служба / под ред. Ю.Н. Щербаков. – Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2007 г. – 256 с.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.

Срок служебного контракта

Статья 25 Закона о гражданской службе регламентирует срок служебного контракта.

Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

  • 1) служебный контракт на неопределенный срок;
  • 2) срочный служебный контракт.
Читайте также:  Какие последствия влечет за собой односторонняя сделка

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом, в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения:

  • – отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";
  • – должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
  • – должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • – должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;
  • – должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
  • – временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  • – должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 Закона о гражданской службе установлен особый порядок оплаты труда;
  • – в иных случаях, предусмотренных законодательством.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, на срок от одного года до пяти лет.

Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет – предельного возраста пребывания на гражданской службе – не допускается.

По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

В рассматриваемом контексте нельзя не обратить внимание на разделительный союз "или" в п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, который не совсем соответствует п. 1 ч. 4 ст. 25 его же, т. е. не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен служебный контракт как на неопределенный, так и на определенный срок.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, с помощниками (советниками) заключается служебный контракт на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителей. Однако с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и на неопределенный срок. Следовательно, необходимо предусмотреть норму о возможности помощников (советников) заключать служебный контракт на неопределенный срок.

СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ: ПОНЯТИЕ, СТОРОНЫ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Действующее законодательство о государственной гражданской службе вместо привычного трудовому законодательству понятия «трудовой договор» использует термин «служебный контракт», подчеркивая специфику государственно-служебных отношений, урегулированных преимущественно нормами административного права, а также особенности государственной службы как специфического вида профессиональной деятельности.

Статьей 23 (ч. 1) Закона № 79-ФЗ определено, что служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Контрактный механизм юридически оформлен применительно ко всем должностям государственной службы Законом № 58-ФЗ (ст. 12), которым закреплено общее правило: гражданин поступает на государственную службу по контракту.

В служебном контракте выступают две стороны, представитель нанимателя (государства) и физическое лицо, поступающее на гражданскую службу впервые или находящееся на государственной гражданской службе. Таким образом, стороной, с которой заключается служебный контракт, выступает само государство, а не его орган, в котором проходит службу гражданский служащий, и не должностное лицо, обладающее правом заключать служебные контракты от имени государства’.

Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [1] [2] подтверждает, что содержание данного административного договора составляют права и обязанности сторон, которые определены в нем исключительно со ссылкой на Федеральные законы № 58-ФЗ, № 79-ФЗ и должностной регламент государственного гражданского служащего, который является приложением к служебному контракту. При этом должностные обязанности государственного гражданского служащего в служебном контракте не закрепляются, т.к. они уже установлены должностным регламентом.

Согласно примерной форме служебного контракта, гражданский служащий имеет права, предусмотренные ст. 14 и другими положениями Закона № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы Российской Федерации по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

Гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 Закона № 79-ФЗ, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены данным Законом и другими федеральными законами.

Представитель нанимателя имеет право:

  • а) требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом, должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, а также соблюдения служебного распорядка государственного органа;
  • б) поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • в) привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка;
  • г) реализовывать иные права, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Представитель нанимателя обязан:

  • а) обеспечить гражданскому служащему организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
  • б) обеспечить предоставление гражданскому служащему государственных гарантий, установленных Законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами и служебным контрактом;
  • в) соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, положения нормативных актов государственного органа и условия заключенного сторонами служебного контракта;
  • г) исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом № 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Важным отличием служебного контракта от трудового договора является наличие в нем целого ряда императивных норм, в частности, норм ч. 2 и 3 ст. 23 Закона № 79-ФЗ об обязанностях гражданина (гражданского служащего) и представителя нанимателя. Это обусловлено тем, что представитель нанимателя отстаивает не частный, а публичный интерес. Возможность защиты государственного интереса по усмотрению представителя нанимателя в связи с этим должна строго регламентироваться.

Читайте также:  Декретные при реорганизации предприятия

Важной особенностью регулирования отношений, связанных с заключением служебного контракта, является также то, что вопросы юридической ответственности государственного служащего, независимо от ее вида (дисциплинарная, административная, уголовная, материальная), регулируются исключительно законом’. В Законе № 79-ФЗ не содержатся, в частности, нормы о материальной ответственности государственных гражданских служащих и поэтому, соответственно, они не могут устанавливаться в служебном контракте. В данном случае будут применяться нормы главы 38 ТК РФ «Материальная ответственность работодателя» и ст. 39 ТК РФ «Материальная ответственность работника».

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 79-ФЗ, должностные обязанности гражданского служащего закрепляются в должностном регламенте, являющемся приложением к служебному контракту. Поэтому нет необходимости закреплять их в служебном контракте, в том числе в части выполнения гражданским служащим определенных функций органа управления.

Таким образом, назначение служебного контракта состоит в том, чтобы зафиксировать в нем свободное волеизъявление сторон, а также конкретизировать применительно к определенной должности гражданской службы предусмотренные в законе права и обязанности сторон. Особенностью юридического оформления государственно-служебных отношений в системе гражданской службы России является то, что здесь предусмотрен иной, по сравнению с трудовым законодательством, порядок их заключения. Согласно ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) руководителя, который издается на основании заключенного трудового договора. Приказ работодателя, [3]

содержание которого о приеме на работу должно соответствовать условиям заключенного трудового договора, объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.

Законом № 79-ФЗ (ч. 1 ст. 26) установлено обратное правило, согласно которому основанием для заключения служебного контракта является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения гражданина на соответствующую государственную должность (либо отказа в таком назначении). Решение по результатам конкурса оформляется актом (приказом, распоряжением или др.) государственного органа или его руководителя. На основании такого акта осуществляется заключение служебного контракта.

Перечень документов, которые представляет представителю нанимателя гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта установлен ч. 2 ст. 26 Закона № 79-ФЗ. Он несколько расширен по сравнению с правилами, установленными ТК РФ.

Для поступления на гражданскую службу необходимо прежде всего представить заявление с просьбой о приеме на гражданскую должность и замещении должности гражданской службы. Такое заявление оформляется в произвольной форме и подается на имя руководителя соответствующего государственного органа (представителя нанимателя). Необходимо также представить собственноручно заполненную анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р.

Соответственно представляются все иные документы согласно установленному перечню. Однако необходимо отметить, что в отдельных случаях, с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов. В частности, нередко указанными нормативными актами предусматривается обязанность гражданина, поступающего на государственную службу, представить медицинское заключение о состоянии здоровья, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 984н’.

Вместе с тем от лица, поступающего на службу, нельзя требовать предоставления документов, помимо установленного нормативными правовыми актами перечня.

Представленные документы подлежат проверке, которую, как правило, осуществляют подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров. Документы, представленные гражданским служащим, включаются в его личное дело. Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела утверждено Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 (ред. от 1 июля 2014 г.) 1 .

По общему правилу служебный контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами, если иной срок не установлен федеральным законом или иным федеральным нормативным правовым актом. Кроме того, срок вступления в силу служебного контракта может быть установлен в нем самом (это наиболее распространенная ситуация). С этого момента у сторон служебного контракта возникают взаимные права и обязанности.

Дата публикации: 03.11.2016 2016-11-03

Статья просмотрена: 1024 раза

Библиографическое описание:

Пахомова Г. А., Пахомов Э. Ю. Понятие и особенности служебного контракта // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 637-639. — URL https://moluch.ru/archive/125/34855/ (дата обращения: 01.09.2019).

Понятие и особенности служебного контракта

Пахомова Галина Анатольевна, старший инспектор

Межмуниципальный отдел МВД России «Усть-Кутский» (Иркутская обл.)

Пахомов Эдуард Юрьевич,заместитель начальника МЭКО № 8

Экспертно-криминалистический центр Главного управления МВД России по Иркутской области

В статье исследуется нормативное определение служебного контракта. Выделены основные признаки служебного контракта. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования понятия и правовой природы служебного контракта.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, служебный контракт, признаки служебного контракта

С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], который действует и в настоящее время с соответствующими изменениями и дополнениями, в законодательстве Российской Федерации появилось понятие «служебный контракт». До вступления в силу названного Федерального закона государственно-служебные правоотношения строились на основе трудового договора.

Как отмечают исследователи, основной причиной отказа авторов Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от термина «трудовой договор» и введение понятия «служебный контракт» состоит в их желании отграничить эти понятия, подчеркнуть отличительные особенности, начиная с названия, порядка заключения и заканчивая структурой служебного контракта, которая наполнена новым содержанием [2, С. 67].

В настоящее время контракты о прохождении службы заключаются с различными категориями государственных служащих. В частности, в системе государственной службы можно выделить служебные контракты с государственными гражданскими служащими; контракты со служащими правоохранительной службы и военнослужащими. Как справедливо отмечает С. Е. Чаннов, особенность всех этих контрактов предопределяет то, что они устанавливают прямую и непосредственную связь служащего с государством [5, С. 67].

В связи с этим, важное значение приобретает исследование понятия «служебный контракт». Нормативное определение и правовое регулирование служебного контракта осуществляется главой 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Обзор положений данной главы позволяет выделить следующие ключевые вопросы, регулируемые ею: условия заключения служебного контракта; срок действия служебного контракта, особенности прохождения испытания при поступлении на гражданскую службу; условия перевода на другую должность гражданской служб; порядок временного замещения иной должности гражданской службы и отстранения от замещаемой должности; основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта; порядок регулирования отношений, связанных с гражданской службой, в процессе реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

Читайте также:  Как скрыть судимость от работодателя

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, которые определяют их правовой статус как государственных служащих [1].

Можно выделить следующие признаки служебного контракта:

1) процедура заключения служебного контракта является обязательной как для представителя государственной службы как работодателя и гражданина, поступающего на государственную службу. При этом, организационно-правовая сторона заключения служебного контракта возлагается на нанимателя, он же несет ответственность за соблюдение процедуры заключения служебного контракта и его соответствие закону;

2) служебный контракт является актом применения законодательства о гражданской службе, который удостоверяет юридический факт поступления на гражданскую службу гражданина, отвечающего определенным требованиям, устанавливает определенный правовой статус государственного служащего, его полномочия, регламентирует права и обязанности представителя нанимателя (руководителя государственного органа) и гражданского служащего;

3) служебный контракт подтверждает добровольное поступление на гражданскую службу и ее последующее осуществление. Как отмечает Д. Б. Миннигулова, из данного правила есть два исключения. Первый случай — принятие на гражданскую службу выпускника высшего учебного заведения, который в соответствии со специальным договором по окончании обучения обязан пройти гражданскую службу (пункт 3 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Срок прохождения гражданской службы в данном случае устанавливается соглашением сторон. В этом случае добровольность поступления на гражданскую службу определяется моментом добровольного заключения соглашения об обучении молодого специалиста. Второй случай — перевод гражданского служащего на другую должность по служебной (производственной) необходимости, в частности для замещения временно отсутствующего гражданского служащего (статья 30 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») [3, С. 240];

4) двойственная природа служебного контракта. Не смотря на то, что служебный контракт носит властно-подчиненный характер, одновременно он является и разновидностью договорных отношений, так как стороны при заключении служебного контракта являются равноправными субъектами законодательства о гражданской службы. С другой стороны, немаловажную, определяющую роль так же играют императивы законодательства о гражданской службе;

5) посредством служебного контракта решается вопрос о преобразовании законодательных установлений о гражданской службе в «плоскость индивидуально-определенных правовых служебных прав и обязанностей (отношений)» [3, С. 240];

6) служебный контракт служит выражением конкретных прав и обязанностей гражданского служащего;

7) условия служебного контракта не могут ухудшать положение государственного служащего по сравнению с действующим законодательством о гражданской службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

8) служебный контракт регулирует не только исполнение обязанностей по конкретной должности государственной гражданской службы, но и другие немаловажные условия прохождения государственной службы.

Названные требования к содержанию служебного контракта являются достаточно сложными как по форме, так и по содержанию.

Таким образом, следует согласиться с мнением А. А. Осина, который отмечает, что «словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения» и, кроме того, «как-то дисциплинирует, и в его звучании есть что-то от словосочетания «служба по контракту», применяемого до сих пор в среде военных и в правоохранительных органах» [4, С. 68]. Именно подписание служебного контракта наделяет гражданина Российской Федерации достигшего 18-ти летнего возраста, владеющего государственным языком и дипломом о высшем профессиональном образовании статусом государственного гражданского служащего.

При этом следует учитывать, что статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Статьей 349 Трудового кодекса предусматривается, что «на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Учитывая данные правовые нормы, Л. Ю. Бугров справедливо замечает, что указанные регламентации не представляют достаточных оснований к тому, чтобы не относить соответствующие служебные контракты к особому классу трудовых договоров. Распространенные в отечественной юридической литературе обратные суждения специалистов надо рассматривать только в качестве их сугубо доктринального мнения с крайне спорной аргументацией [6, С.13]. Действительно, в России уже много лет ведется дискуссия об отраслевой (в праве) идентификации служебных контрактов. Однако законодатель не делает определенных шагов в прояснении этой ситуации. В Республике Казахстан, например, этот вопрос нашел четкое законодательное решение. Так, в статье 1 Трудового кодекса Республики Казахстан приводятся легальные дефиниции понятий «гражданская служба» и «гражданский служащий», а в главе 25 указаны особенности регулирования трудовых отношений гражданских служащих.

Независимо от поворота научных дискуссий в России и будущих решений законодателя, понятие и признаки служебного контракта как правового института и института гражданской службы нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 276-ФЗ) // СЗ РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
  2. Бугров Л. Ю. Трудовое право и договоры (контракты) о труде (службе) в правоохранительных органах: опыт модификации в России и за рубежом // Сборник докладов Международной научной конференции «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества». Т.2. Красноярск. 2011 С. 9–14.
  3. Гарячук И. Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / И. Н. Гарячук; под ред. Л. П. Волковой. — М.: ДМК Пресс, 2010. — 160 с.
  4. Миннигулова Д. Б. Административно-правовое регулирование статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта / Д. Б. Миннигулова // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. — № 1 (14). — С. 240–243.
  5. Осин А. А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А. А. Осин // Трудовое право. — 2007. — № 5. — С. 63–73.
  6. Чаннов С. Е. Служебный контракт: за и против // Современное право. — 2009. — № 12. — С. 67–71.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector