Страховая затягивает ремонт по осаго

Страховая затягивает ремонт по осаго

Правила ремонта по ОСАГО

Самые распространённые попытки "развода" автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2019 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Развод №1: "Извольте доплатить!"

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и. Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то. Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

Дело в том, Федеральный закон "Об ОСАГО" — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 – 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Развод №2: Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. "Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта. " — говорят представители сервиса.

"Стоп! Какой ещё договор ремонта?!" — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ "Об ОСАГО" прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Читайте также:  Можно ли обменять стиральную машину

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом "цессия" строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Правила ремонта по ОСАГО

Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе "Об ОСАГО". Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2019 год законодательство.

  1. В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
  2. Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
  3. Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
  4. При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
  5. Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО" составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
  6. Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
  7. Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
  8. Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
  9. Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
  10. Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
  11. Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
  12. За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
  13. Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).

От попадания в аварию не застрахован никто. Но в соответствии с законодательством водитель обязан застраховать свое средство передвижения. В случае ДТП оформленный полис ОСАГО будет являться гарантией получения восстановительного ремонта, оплаченного страховой компанией.

Однако нередко сроки выполнения восстановительных работ затягиваются. Как поступать в подобных ситуациях – разберемся.

К какой ответственности можно привлечь страховую компанию за нарушение сроков?

Законодатель устанавливает строгие временные ограничения, в рамках которых страховщик и страхователь должны предпринять связанные с ремонтом автомобиля по ОСАГО действия. Пятью рабочими днями ограничено предоставление поврежденного автомобиля (либо его остатков) потерпевшим для осмотра. В этот же срок страховщик должен уложиться при организации самого осмотра. Затем должна последовать выдача направления на ремонт. Длительность процедуры – не более 20-ти дней с возможностью продления до 30-ти (если страхователь с согласия страховщика самостоятельными силами организует восстановительный ремонт поврежденного автомобиля).

Касаемо срока восстановительных работ, то он не должен быть больше месяца. Отсчет начинается с момента предоставления потерпевшим автомобиля на СТО.

Законодатель позволяет изменять вышеназванные сроки и отдельно устанавливать их условиями договора страхования. При этом период времени, в течение которого должен быть произведен восстановительный ремонт автомобиля, дополнительно указывается в выдаваемом страховщиком направлении не ремонт.

Читайте также:  Срок добровольной уплаты штрафа составляет

За нарушение сроков страховую компанию можно привлечь к ответственности. В качестве санкционных мер законодатель наделил потерпевшего правом требовать выплаты неустойки и пени. Их размер составляет:

  • один процент от размера страхового возмещения за каждый день просрочки – при нарушении сроков выдачи направления на ремонт;
  • половина процента от размера страхового возмещения за каждый день просрочки – за нарушение сроков восстановительных работ поврежденного авто.

При этом общий размер требуемых к выплате неустойки и пени не должен превышать всей суммы возмещения.

Порядок действий, если страховая затягивает ремонт по ОСАГО

Для начала потерпевшему стоит определить, действительно ли затягиваются сроки ремонта. С этой целью собственник транспортного средства должен внимательно изучить договор страхования. Вполне вероятно, что указанные в законе сроки прошли, но в подписанном им договоре они совсем иные (более длительные).

После того, как страхователь убедился, сроки страховой компанией действительно нарушены, он имеет право требовать выплату неустойки. Осуществляется такое требование:

  • путем предъявления претензии;
  • через обращение в судебные инстанции.

Остановимся на каждом из них подробнее.

Претензия страховой компании по срокам ремонта

Претензия к страховой компании всегда составляется в письменном виде. Она должна содержать в себе:

  • описание обстоятельств ДТП и обоснование того, что случившееся подпадает под критерий страхового случая по ОСАГО;
  • перечень повреждений пострадавшего авто;
  • перечень ремонтных работ и их стоимость с отсылкой на обосновывающий документ (как правило, это заключение экспертизы);
  • указание на нарушение сроков с отсылкой на нормы закона или пункты договора страхования, устанавливающие эти сроки;
  • само требование выплатить неустойку;
  • размер неустойки с приведением обосновывающих ее расчетов;
  • реквизиты для перечисления неустойки.

Составленную претензию необходимо направить страховщику. Он не обязательно должен соглашаться платить неустойку. Возможно, с целью урегулирования конфликта, им будут предложены другие варианты его решения (к примеру, скидка на приобретение следующего полиса ОСАГО). Если же страховщик платить отказывается, предложенные им варианты решения проблемы не устраивают потерпевшего либо ответа на претензию нет вообще, добиваться справедливости придется в судебном порядке.

Страховая затягивает ремонт по ОСАГО?

Получите консультацию юриста: +7 (495) 748-85-76

Подача иска в суд на страховую компанию

По своему содержанию исковое заявление аналогично направленной ранее страховщику претензии, только пишется на имя суда. Если общий размер требуемой к взысканию неустойки меньше 50 тысяч рублей, обращаться необходимо в мировой суд. В противном случае – суд районный.

Кроме того, в иске сообщается о том, что ранее была предпринята попытка решить вопрос мирным путем и указать ее результат.

Факт просрочки обратившемуся с иском владельцу автомобиля придется доказывать и обосновывать. Кроме того, очень важно правильно рассчитать размер неустойки. В противном случае иск могут отклонить. Указанное негативное последствие может наступить и в случае наличия ошибок в исковом заявлении. По этой причине пусть его составит юрист по ДТП.

Нередко юристы страховой компании, выступающей в качестве ответчика, идут на хитрость. Они соглашаются с предъявленными требованиями о выплате неустойки, но просят суд уменьшить ее размер, приводя для этого причины и доводы разного рода. Закон позволяет действовать в рамках такой стратегии. Суд может согласиться с приведенными причинами и доводами и уменьшить размер требуемой неустойки. Как результат — истец выплату получит, но меньшего размера, чем хотел и мог. Во избежание такой ситуации будет лучше, если юристам страховой компании на судебных заседаниях будет противостоять юрист по страховым спорам со стороны истца.

Заключение

Как видно, борьба со страховой компанией – дело нелегкое. Даже если закон, казалось бы, полностью на стороне пострадавшего владельца авто. А потому лучше решение этого вопроса доверить юристу по ОСАГО.

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

В соответствии с поправками, внесёнными в закон об ОСАГО 28 марта 2017 года, страховые выплаты пострадавшим в ДТП в форме денежной компенсации заменяются на страховые возмещения в виде восстановительного ремонта (п. 15.1 ст. 12 N40-ФЗ от 25.04.2002 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

Выплата ущерба в форме денежной компенсации допускается только в следующих случаях:

  • разбитая машина не подлежит восстановлению;
  • пострадавшая сторона погибла в ДТП;
  • пострадавший получил серьёзные повреждения здоровью и предпочёл получить компенсацию в виде денежной выплаты;
  • если потерпевший является инвалидом;
  • ряде других (п. 16.1 ст. 12 N40-ФЗ).
Читайте также:  Страховая прислала письмо о возмещении ущерба

Сроки предоставления направления на ремонт

Страховой компании выделяется 20 дней (за вычетом нерабочих праздничных) для выдачи пострадавшему направления на ремонт (п. 21 ст. 12 №40-ФЗ). Этот срок может быть увеличен на 10 дней, если потерпевшая сторона предпочла отремонтировать машину самостоятельно в автосервисе, с которым у страховщика не заключён договор о сотрудничестве.

Срок начинает отсчитываться с того дня, когда пострадавший водитель подал заявление на получение возмещения.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Если компания задержит выдачу направления, она обязана выплатить неустойку пострадавшему в размере 1% от суммы ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 №40-ФЗ).

Сроки ремонта автомобиля

Автосервис самостоятельно определяет срок ремонта после проведения осмотра автомобиля (п. 4.17 Правил ОСАГО). После согласования продолжительности работ между пострадавшим и станцией техобслуживания его можно указать в направлении на восстановительные работы, которое выдаётся страховой компанией. При этом клиент имеет право изменить сроки по собственному усмотрению.

Тем не менее законом установлен максимально допустимый срок ремонта. Он составляет 30 рабочих дней с момента предоставления пострадавшим машины в автосервис (п. 15.2 ст. 12 N40-ФЗ). Если данное правило нарушено, владелец авто может направить жалобу на автосервис, а также в адрес страховой компании. Рассмотреть её обязаны в течение 5 дней.

За нарушение сроков законодательством также предусмотрен штраф: 0.5% от общей стоимости ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 N40-ФЗ).

Что делать, если страховая затягивает ремонт

При нарушении сроков страхового возмещения водитель имеет право обратиться в суд с иском против страховой компании. (п. 1 ст. 308.3 ГК РФ).

Если страховая не выдаёт направление

Иск против страховой компании может быть подан по причине задержек в выдаче направления на ремонт. Помимо принуждения ответчика к выдаче документа, пострадавший может взыскать неустойку (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Неустойка выплачивается в денежном эквиваленте и рассчитывается как 1% от общей суммы ущерба за каждый день просрочки оформления направления (абзац 2 п. 21 ст. 12 N40-ФЗ). Её итоговый размер не может превышать общую сумму ущерба.

Если нарушаются сроки ремонта

Это тоже повод обратиться в суд. Направить иск можно при любых вариантах нарушения установленных сроков ремонта:

  • автосервис в принципе не приступает к работам;
  • специалисты выполняют ремонт слишком медленно.

Иск подаётся против страховой компании, а не автосервиса. Именно она несёт ответственность за срыв сроков (абзацы 8 и 9 п. 17 ст. 12 N40-ФЗ). Во время судебного разбирательства станция техобслуживания будет выступать в качестве третьего лица, а не ответчика (ч. 1 ст. 43 ГПК РФ и ч. 1 ст. 51 АПК РФ).

Право водителя – не только потребовать срочного завершения работ, но и заменить форму возмещения ущерба с ремонта на денежную выплату (абзац 2 п. 53 Постановления Пленума. N 58).

Помимо выполнения основного требования истца, страховая компания также обязана выплатить неустойку в размере 0.5% от общей стоимости ущерба за каждый день просрочки (абзац 2 п. 21 ст. 12 N40-ФЗ).

В каком порядке действовать

Шаг 1. Оформление досудебной претензии.

Сначала можно обратиться с жалобой в саму страховую компанию. При этом неважно, на какой именно стадии произошло нарушение сроков (выдача направления или проведение ремонтных работ). В претензии нужно указать:

  • номер дела;
  • перечень повреждений;
  • срок просрочки;
  • суть претензий;
  • дату оставления машины в автосервисе (если речь идёт о нарушении сроков ремонта).

Шаг 2. Обращение в суд.

Если страховая не отреагировала на досудебные попытки урегулирования спора, то нужно подготовить иск в суд. В нём также нужно перечислить все обстоятельства дела (суть претензий, сроки просрочки, ответчиков и пр.).

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:
+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector