Требования к составлению расписания уроков

Требования к составлению расписания уроков

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в приложение внесены изменения

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 2015 г.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Шкала трудности предметов для 1 – 4 классов

Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями): к времени начала учебных занятий, которые следует начинать не раньше 8 часов утра; числа смен; величины недельной образовательной нагрузки; распределения учебной нагрузки в течение учебной недели; объема максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня; с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Следовательно, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования –на 2-м, 3-м и 4-м уроках. Умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели неодинакова. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в ее начале (понедельник) и в конце (пятница). В связи с этим распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. При этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать четыре урока, 2-4 –х классов – пять уроков, 5-6-х классов – шесть уроков, 7-11-х классов – семь уроков. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день.

Читайте также:  Прощение долга по займу между юридическими лицами

Для обязательных и факультативных занятий составляются отдельные расписания, между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Проводится комплекс упражнений для профилактики утомления глаз и физических упражнений для профилактики общего утомления, использование разных по характеру заданий и видов деятельности на занятиях трудом. Важны продолжительность урока (академический час) не более 45 минут, организация обучения в 1-х классах (при 5-дневной учебной неделе, в первую смену, с организацией динамической паузы не менее 40 минут в середине учебного дня, обучение без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий, организация дополнительных недельных каникул), отсутствие сдвоенных уроков в начальных классах, наличие в расписании облегченного учебного дня в четверг или пятницу, продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены -20-30 минут; наличие перерыва между сменами и его продолжительность не менее 30 минут; профилактика утомления, нарушений осанки и зрения обучающихся на уроках, чередование во время урока разных видов учебной деятельности. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должны превышать требования, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10.

Если расписание в общеобразовательной организации составлено неправильно, с нарушениями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях», то за выявленные нарушения юридическому лицу, будь то школа, образовательный центр, гимназия или лицей, и должностным лицам назначают административные наказания.

В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности.
В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков).
Расписание должно соответствовать учебному плану.
Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным.
С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности.
Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий.
Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов.
Какие есть общие требования к расписанию
Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10:
• учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4);
• проведение нулевых уроков не допускается;
• в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену;
• обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается;
• образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6);
• расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7);
• чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11);
• перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13);
• предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день;
• наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20).
Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание:
1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3);
2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3);
3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20).
При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание:
• деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре;
• учебный план профильных классов;
• занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней;
• расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы;
• тип расписания (модульное, линейное, нелинейное).
Что учесть при составлении расписания в начальной школе
В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
• для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
• для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.
Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.
Занятия по плану внеурочной деятельности:
1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками;
2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.
Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе
Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня.
Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:
• в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый;
• в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
• в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81.
В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут.
Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе
В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10):
• для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков;
• для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков.
Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами.
Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки.
Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока
Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено.
В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10.
В каких случаях возможные сдвоенные уроки
Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях:
• оптимизация нагрузки на обучающихся;
• переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах;
• модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10).
В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии.
Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями
Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна.
Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector