У кого на балансе многоквартирный дом

У кого на балансе многоквартирный дом

Можно предположить, что общество создано на базе государственного предприятия, от которого дом и был получен "по наследству".

Статьей 9 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление их правопреемников (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилья.

——————————–
Утратил силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Жилищного кодекса РФ.

Необходимо также учитывать, что из Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности. " следует, что объекты жилищного фонда независимо от того, на чьем балансе находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность.

Приватизация жилья юридическими лицами не допускалась и не допускается. Это следует из ранее действовавших Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий. ", Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества. " и ныне действующего Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В Постановлении Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 – 2010 годы", в частности, указывается на необходимость проведения инвентаризации жилых домов и жилых помещений, переданных в процессе приватизации в нарушение действующего законодательства организациям частной формы собственности, и утверждения порядка их передачи в соответствующий жилищный фонд.

С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

– при приватизации государственного предприятия жилой дом мог быть передан созданной коммерческой организации только на праве хозяйственного ведения;

– в дальнейшем жилье следовало передать в муниципальную собственность;

– если такая передача еще не осуществлена, то в настоящее время организация владеет домом незаконно.

А теперь попытаемся дать характеристику отношениям, сложившимся между ОАО и жильцами.

Прежде всего отметим, что действующее законодательство не знает такого понятия, как "ведомственный жилфонд". Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) к прочим фондам относит специализированный жилищный фонд. Статья 92 Кодекса устанавливает, что к жилым помещениям такого фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

Однако из ст. ст. 104 и 105 ЖК РФ следует, что проживание в таких помещениях связано с трудовыми отношениями, прохождением службы либо нахождением на государственной или выборной должности. Кроме того, служебные жилые помещения могут находиться только в жилищных фондах Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципалитета. В данном же случае проживающие в доме лица не связаны с организацией трудовыми или подобными им отношениями.

Нельзя отнести обсуждаемое жилье и к частному фонду. Согласно ст. 19 ЖК РФ к такому фонду могут быть отнесены, в частности, жилые помещения, находящиеся в собственности юридических лиц. Однако дом не мог быть приватизирован коммерческой организацией. Он был предоставлен для проживания, и при этом жильцы на протяжении многих лет добросовестно исполняли обязанности по внесению всех необходимых платежей.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что между ОАО и проживающими в доме лицами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения, регулируемому нормами гл. 8 ЖК РФ. Отсутствие письменного договора свидетельствует лишь о том, что наймодатель не позаботился о надлежащем оформлении правоотношений. Доказательствами сложившихся отношений могут служить имеющиеся у жильцов документы, подтверждающие оплату жилья.

Считаем, что проживающие в доме лица имеют право на приватизацию на основании Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда. " (далее – Закон). Это право они могут реализовать в том числе и путем обращения в суд, что следует из Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 N 8.

Дав правовую оценку ситуации, можем теперь ответить на вопросы.

Согласно ст. 91 ЖК РФ выселение из жилого помещения без предоставления другого жилья допускается в случае, если наниматель и (или) совместно проживающие с ним члены его семьи используют такое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жильем, допуская его разрушение. При этом выселение осуществляется в судебном порядке.

Поскольку в данном случае ничего подобного не происходило, у общества отсутствуют основания для обращения в суд с иском о выселении.

Чтобы совершить сделку по отчуждению какого-либо имущества, лицо должно обладать правом собственности или иным вещным правом на отчуждаемое имущество.

Как было разъяснено выше, ОАО не могло приватизировать жилой дом, т.е. стать его собственником. Не может общество владеть им и на праве хозяйственного ведения. Таким правом в силу ст. 294 ГК РФ могут обладать только государственные или муниципальные предприятия, к которым ОАО не относится.

Читайте также:  До какого возраста ставят зпр

Без подтверждения законных оснований владения недвижимостью организация не сможет зарегистрировать свое право на нее. Отражение дома в балансе таким основанием не является.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" госрегистрация является единственным доказательством существования права. Не имея соответствующего свидетельства о праве на жилье, общество не сможет продать его кому-либо.

В данном случае числящийся на балансе жилой дом без подтверждения права собственности на него только обременяет коммерческую организацию и создает неопределенные отношения с жильцами, которые действительно имеют право на приватизацию. Поэтому в интересах ОАО как можно скорее оформить передачу данной недвижимости муниципалитету, соответствующие органы которого и будут заниматься решением проблемы приватизации дома его жильцами.

Четырехквартирный жилой дом переводим в непосредственное управление и отказываемся от услуг Управляющей Компании (протокол собрания и заявления сдали в УК). 3 квартиры приватизированные 1 муниципальная по найму. Вопрос: 1. На чьем балансе теперь будут находиться наши приватизированные квартиры (администрации дала ответ, что в их реестре наши квартиры не числятся)? 2. Может ли наш дом переведенный на непосредственное управление попасть в программу по сносу ветхого жилья и соберут ли городскую комиссию для определения ветхости дома если его не будет на балансе города?

непосредственно управлять домом вы будете сами, отказавшись от услуг УК вы напрямую заключаете договора с энергоснабжающими и другими организациями. Дом с приватизированными квартирами не стоит на балансе города – он на вашем балансе, т.е. вы отвечаете и управляете им.

Спасибо за ответ!

Светлана, в соответствии со ст. 164 жК РФ

1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

2. Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

3. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

Следовательно, ни на чьем балансе Ваш дом состоять не будет. Все работы, всю оплату собственники будут отсуществлять за свой счет. Аварийным дом может признать межведомственная комиссия при муниципальном образовании. куда Вам и следует обратиться.

С развитием института собственности у граждан возникают проблемы с государственной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Жилищное законодательство предусматривает спе­циальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в много­квартирных домах.

Так, в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Читайте также:  Выписаться из квартиры с долгом по квартплате

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

С учетом положений статьи 23 Закона о регистрации и статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Предоставление документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Законом о регистрации (в том числе статьями 16, 17 и 18 Закона о регистрации).

Так, на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставляются:

1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, либо решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме;

Читайте также:  Можно ли перевести деньги на зарплатную карту

3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ (01.03.2005 г.);

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действия ЖК РФ – 01.03.2005 г.);

6 Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в случае, если решением общего собрания собственников помещений не был определен иной порядок распределения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);

7. Документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме;

8. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до введения в действие Закона о регистрации (до 30.01.1998 г.) на помещения, в случае если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме;

9. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством.

Регистрация прав на общее имущество возможна только после регистрации права собственника на его индивидуальное помещение.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Правообладателю помещения (участнику общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме), которому ранее после проведения государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором в графе «Вид права» не был указан размер доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения соответствующих сведений в ЕГРП может быть повторно выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Проведенная государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным домом удостоверяется, в частности выпиской из ЕГРП.

Спецификой общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является связанность доли в праве собственности с правом на помещение. То есть право на общее имущество как бы следует судьбе права собственности на помещение. Долю в праве на общее имущество невозможно продать, подарить, заложить, выделить в натуре, – она не имеет иного предназначения, кроме как обеспечивать нормальную эксплуатацию дома, поэтому право собственности на него возникает и прекращается вместе с правом собственности на помещение.

Есть и еще ряд особенностей режима долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: доля в праве собственности независимо от её размера дает право на беспрепятственное владение и пользование всем общим имуществом, а именно:

1. Дополнительные гарантии:

– без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как, например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории, принадлежащей собственникам многоквартирного дома;

– без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;

– невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

2.Дополнительная возможная прибыль:

– собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

3. Удобство использования:

– собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в том числе направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности многоквартирного дома.

муниципального отдела по Омскому району

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector