Учитель информатики начальных классов

Учитель информатики начальных классов

Автор Ромашкина Ольга Петровна, учитель информатики МОУ "Дмитриевская СОШ
Адрес: село Дмитриевка, Оренбургская область»

В 2003 начался эксперимент по обучению информатики в начальной школе со 2-го класса. Первый год обучения реализовывался по бескомпьютерному варианту. В 2004 году условия эксперимента в начальной школе значительно изменились в связи с реализацией программ информатизации образования: в школу поступили компьютеры, электронные учебные материалы, школа подключилась к Интернету.

В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий в обучении информатики в начальной школе.

Уроки в начальной школе ведёт учитель информатики. Обучение в начальной школе учителю информатики должно доверятся при соблюдении трёх условий.

Первое важное условие – учитель должен сам этого захотеть и письменно выразить соответствующее желание.

Учитель информатики владеет содержанием предмета, но обучение в начальной школе требует специальных знаний психологических особенностей младших школьников.

Если учитель информатики выражает желание преподавать информатику во втором, третьем и четвертом классах, это значит он берет на себя обязательство освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе.

Понятно, что учителю информатики поможет учебно-методический комплект, однако прежде чем воспользоваться комплектом, необходимо провести определенную работу по согласованию своих представлений о программе начального образования с реальным положением дел. И лишь после этого принимать ответственное решение о преподавании информатики в начальной школе.

Второе важное условие – у учителя информатики первые два-три года должен быть консультант – учитель начальных классов или завуч школы, владеющий содержанием и методикой обучения в начальной школе. Учитель начальных классов может присутствовать на уроках или просто помогать учителю информатики написать план урока, но их отношения должны быть тарифицированы.

Учитель начальных классов и (или) завуч должны нести такую же ответственность за урок и знания учащихся, как и учитель информатики. То есть ответственность должна быть официально закреплена за одним и другим учителем или завучем.

Третье важное условие: учитель информатики должен пройти курсы повышения квалификации в области возрастной психологии методики обучения в начальной школе и тем самым получить право преподавать информатику в начальных классах.

Основная задача информатики в начальной школе – заложить основы грамотной работы с информацией и сформировать у школьников понятийный аппарат и первоначальные навыки использования средств ИКТ познавательной и практической деятельности.

В начальной школе для преподавания информатики отводится за счет часов регионального компонента по 1 часу в неделю во 2,3,4 классах.

Преподавание информатики осуществляется по программе Н.В. Матвеевой. Данная программа лучше других обеспечивает непрерывность изучения предмета и даёт необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики. Учебный материал подобран в соответствии возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний, представлен в виде учебно – методического комплекта для трёхлетнего обучения.

· учебники для 2,3,4 классов;

· рабочие тетради (по две на каждый год обучения);

· тетрадь для выполнения контрольных работ и тестовых заданий;

· электронное пособие (на CD), содержащие учебные и игровые программы ко всему трёхлетнему курсу обучения.

Возможно использование для обеспечения практической составляющей и других компьютерных программ:

· «Мир информатики» (Кирилл и Мефодий).

Особенностью обучения информатики в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса.

Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной деятельности

Компьютерная составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с основными внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учились пользоваться манипулятором «мышь», узнали о видах информационных объектов, большую часть занятий составляли задания, использующие технические средства обучения (ТСО).

В третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.

В третьем классе продолжается использование ТСО и компьютерных инструментов при обучении информатике в следующих видах информационной деятельности:

1. Сбор, запись информации, презентация.

Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера, аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.

2. Поиск информации, организация информации.

Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии, словари, магнитная доска и карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.

3. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.

Обучение в третьем классе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная – на формирование умений учащихся работать с информацией с использованием средств ИКТ.

В третьем классе значительно увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ.

Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7 минут), практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение результатов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).

Для проведения уроков информатики в компьютерном кабинете возможно привлекать дополнительное оборудование:

1. мультимедийный проектор;

4. колонки компьютерные;

5. графический планшет для рисования;

6. цифровой фотоаппарат или видеокамера.

Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 965 | Нарушение авторских прав

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающем в базовой или старшей школе необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста, физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр.

Скачать:

Вложение Размер
informatika_v_nachalnoy_shkole.docx 35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Информатика в начальной школе

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему « учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Реформа учебных программ и соотношение процессов преподавания и обучения в школе находятся в центре внимания нашего общества. Непрерывное образование, интеграция информационных технологий в традиционные образовательные методики и осознание уникальности ученика призваны поднять на качественно новый уровень обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни и труду в современных условиях. В основу начального образования информатике в школе положены следующие методические подходы: утверждение принципов гуманистического воспитания, признающих самоценность детства и свободу ребенка в образовательном пространстве, направленных на интеллектуальное и нравственное развитие, использование системного подхода в организации всех сторон школьной жизни и создании условий для всестороннего развития личности и самообучаемости, признание общеобразовательной значимости информатики. Конкретная программа обучения в каждом образовательном учреждении разрабатывается исходя из: типа образовательного учреждения, направленности дифференциации содержания обучения в нем; времени, отводимого в учебном плане конкретной школы на изучение этого предмета, уровня оснащенности образовательного учреждения вычислительной техникой; методических позиций самого учителя".

Читайте также:  Куда написать жалобу на судью районного суда

Так кто же должен и может вести урок информатики в начальной школе?

Существует два мнения по этому поводу. Первое – обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителей начальных классов. Второе – уроки может проводить учитель информатики, работающий в базовой и старшей школе.

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем начальных классов, необходимо желание изучать, вникать в новую сферу знаний, выраженное в письменной форме, так как даже изменение методов, способов изложения уже преподаваемого материала требует значительных, психологических, временных и финансовых затрат, и это при том, что если подходы и изменяются, даже не кардинально и всеми основными методами учитель владеет в совершенстве. Учитель, не вполне владеющий содержанием курса информатики, не понимающий, предмета и целей, не сможет организовать на высоком уровне урок, даже при наличии хорошего учебно-методического комплекта. Если учитель начальной школы выражает желание преподавать информатику, это значит он берет на себя обязательство освоить содержание и методику обучения, освоить компьютерные технологии на уровне, позволяющем вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве средства представления информации, рабочей станции и т. д.. В этой связи, учитель начальных классов должен пройти курсы повышения квалификации в области информатики и информационных технологий, и тем самым получить право преподавать информатику в своем классе.

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающем в базовой или старшей школе необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста, физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе, и не искажать уже полученные знания. Даже при условии ознакомления учителя с учебно-методическим комплектом, необходимо провести определенную работу по согласованию своих представлений о программе начального образования с реальным положением дел. И лишь после этого принимать ответственное решение о преподавании информатики в начальной школе. Для наиболее эффективного преподавания данного курса учителю информатики необходимо консультационные услуги учителя начальных классов или завуча школы, которые владеют содержанием и методикой обучения в начальной школе. Учитель начальных классов может присутствовать на уроках или просто помогать учителю информатики написать план урока, но их отношения должны быть тарифицированы. Все стороны обучения несут солидарную ответственность за урок и знания учащихся.

Особенности проведения уроков для учителя начальной школы

Так как, мышление детей начальной школы значительно отличается от детей базовой и старшей школы, при проведении уроков необходимо учитывать восприятия понятий и иерархии действительности. На данном этапе развития дети не задают вопросов о фундаментальных законах природы. В данном возрасте их не интересует устройство компьютера и его механические свойства. В процессе обучения у детей не возникает вопросов о механизмах работы ПК (персонального компьютера здесь и далее), естественных процессах и т. д. Заложенные правильные базовые знания позволят в дальнейшем детям самостоятельно, либо с помощью преподавателя изучить и осознать данные механизмы. Задача учителя начальной школы выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса преподаваемого материала.

Постепенно представления школьника целенаправленно расширяются и к концу шестого класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваиваивать информационные технологии, так как в их сознании сформированы прочные истинные представления об отношении человека и компьютера, о возможностя последнего.

К особенностям преподавания в младших классах можно отнести следующие методики обучения: пропедевтика (предварительно обучаю) – это вводный курс, систематически и элементарно изложенный, однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений; информационный подход – это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации, когда содержание сообщения, текста, рисунка, то есть конкретный смысл (собственно информация) рассматривается во вторую очередь. А на первом плане нашего внимания непривычные, но очень важные вещи в жизни и деятельности каждого человека: форма представления информации, закономерности управления живыми и неживыми системами и т.д..

Благодаря данным методикам учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто совершенно самостоятельно (в процессе выполнения несложных заданий) интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 6-9 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит эти действия.

Дети легко запоминают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами, связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т.д.) В дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют «умения », полученные «визуально».

Учитель начальной школы для проведения компьютерного практикума может привлекать учащихся старших классов или учителя информатики.

Развитие мышления в дошколньном и младшем школьном воздасте

В данном возрасте у детей происходит интенсивное развитие интеллекта в связи с чем совершенствуются способности мышления, обобщения и абстрагирования (переход от конкретного мышления к абстрактному).

Особую роль в обучении детей младшего школьного возраста играет работа над выделением признаков, предметов, объектов. В процессе обучения необходимо обучить находить не только внешние признаки, но и находить существенные признаки, без которых он не может быть подведён под данное понятие, которые выражают его сущность, отличают от других.

Критерием овладения понятием является умение правильно использовать их в речи.

1. Анализ – мыслительная операция, представляющая собой мысленное расчленение целого на его составные части, отдельные признаки. В процессе обучения необходимо научить устанавливать связи между понятиями: порядок следования, противоположность, часть и целое, функциональное отношение и причинно-следственное. Причём в последнем учащийся младшей школы проще находит связь от причины к следствию, нежели наоборот.

2. Синтез – умственная (мыслительная) операция, обратная анализу, представляет собой мысленное объединение частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. В данном случае в младшем школьном воздасте синтетическая деятельность развивается от простого суммирующего (например, перечисление растений, животных) до системного (например, перечислять элементный состав названных систем и называть отношения между элементами.

3. Сравнение – мыслительная операция, представляющая собой установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Младшему школьнику при сравнении малоизвестных предметов легче найти различия, а при сравнении хорошо известных объектов – сходства.

4. Классификация – распределение объектов по классам, при котором каждый класс имеет свое постоянное место. Классификацию проводят только по одному основанию. Произведенная классификация по существенным признакам – основная, по несущественным – вспомогательная.

Читайте также:  Зависит ли коммуналка от количества прописанных людей

5. Обобщение – объединение существенных и несущественных признаков, связей, отношений, предметов и явлений.

6. Развитие навыков обобщения идет от широкого (например, растения, компьютеры) к все более дифференцированному (например, комнатное растение, персональный компьютер).

В процессе обучения детей младшего школьного возраста ведущим видом является непроизвольное внимание – ребенка привлекает все яркое, необычное, новое. Управлять своим вниманием ребенок еще не умеет, не может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, трудном. В процессе обучения у детей начинает формироваться произвольное внимание, это активное внимание, оно регулируется волевым усилием. Высшей ступенью произвольности внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. В процессе обучения у детей развиваются свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключение.

Объем внимания у младшего школьника небольшой, ребенок не может удержать в поле внимания такое количество объектов, как может взрослый.

Распределять внимание между различными видами деятельности младшему школьнику трудно. Ребенок сбивается, если одновременно слушает объяснение учителя и выполняет задание в тетради.

Характерной чертой внимания младшего школьника является его неустойчивость, легкая отвлекаемость. Долго выполнять какую-либо работу младший школьник не может – начинает заниматься другими делами. Поэтому виды деятельности должны чередоваться, быть разнообразными.

В процессе обучения в школе учащимся становится легче быстро переключать внимание с одного объекта на другой, поначалу они это делают с трудом.

В течение обучения у детей развивается память: усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

Ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память.

Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей.

Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

Таким образом, в процессе обучения происходит следующая динамика в развитии памяти: запоминание становится осмысленным, произвольным в силу формирования самоконтроля. Дети овладевают приемами запоминания (от многократного прочитывания всего материала к чередованию прочитывания с воспроизведением), делением текста на смысловые части, соотнесением, сопоставлением частей текста.

Первоначально младшие школьники легче запоминают наглядный материал. Постепенно в процессе обучения, возрастает роль словесно-логического запоминания. При запоминании словесного материала дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные объекты.

Организация учебной деятельности

В связи с постоянным обновлением знаний в области информатики, эффективным методом обучения стандартным видам деятельности можно считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в процессе обучения. Выделяется пять основных шагов:

Организация процесса усвоения понятий

Наиболее актуальным является вопрос, связанный с процессом усвоения понятий. В начальной школе мы не говорим с детьми о понятиях и поле понятий, а осуществляем целенаправленное первичное формирование представлений об объекте, его признаках и действиях, о слове и числе, как объектах внимания, познания, сравнения, анализа и т.д. Это позволяет постепенно подвести школьника к осознанию понятия и всех функций понятия, о чем целенаправленно будет идти речь в старших классах.

Для информатики характерно введение на каждом уроке от 3 до 5 новых понятий. Усвоение знаний о мире происходит через восприятие, осознание и запоминание. Соответственно процесс усвоения школьником новых понятий происходит как бы в три этапа (I этап – понимание, II этап – осмысление, III этап – использование).

1 этап: понимание нового понятия

Употребляет термин (понятие) при объяснении нового материала

Термин (понятие) в пассивном словаре школьника. Дети не оперируют с термином – только понимают его значение.

2 этап: мысленное (пассивное) использование

Дает устное или письменное упражнение: опознать и выделить обозначаемые данным термином явления из ряда других

Опознают, выделяют, обозначаемые данным термином явления, подбирают общие понятия к частному примеру

3 этап: активное использование понятия

Дает упражнение на подбор общего понятия к предъявляемому частному примеру

В процессе выполнения упражнений термин переводится из пассивного словаря в активный

Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их и пр., то есть на основе целенаправленного анализа объекта исследования, (его модели), выделяется существенное и несущественное, что обобщается, а затем на основе общего способа решаются частные задачи.

Так, на примере частного случая дети выделяют существенные признаки линейных алгоритмов, затем применяют как способ при создании других алгоритмов.

Иллюстрация к способам деятельности на урока х (разработано учителями-методистами начального звена, в частности Жуковой Т.В., Матвеевой Л.М. и др.)

Введение

Начиная преподавание информатики с начальной школы (2 класс) учитель знакомит своих учеников с элементарными понятиями и терминами на доступном для них языке.
В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);
  2. Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  3. Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  4. Проблемное обучение;
  5. Метод проектов;
  6. Ролевой метод.

В начальных классах наиболее часто применяются такие методы как словесные, наглядные. Например, на уроках по введению понятия «информация» дети на известных для них примерах узнают, что может быть источником и приёмником информации, что можно делать с информацией, что в зависимости от решаемой задачи необходимо производить отбор полезной (нужной) информации. Понятие «информация» – определяющее для предмета. Усвоив его, школьникам легче дается следующие понятия «обработка и кодирование информации», причём сначала они сами учатся обрабатывать информацию и знакомятся со всевозможными условностями, с помощью которых можно информацию сделать доступной не для всех.

На уроках по кодированию информации дети уже в начальной школе узнают основу довольно сложной системы устройства памяти и работы компьютера, что в последующих классах им должно помочь усваивать материал быстрее, т.к. будет продолжение темы на более высоком уровне, а у них уже есть начальный объем знаний по этой теме. Затем встает необходимость знакомства с фундаментальными знаниями о компьютере, причем именно теоретическими. Дети должны четко представлять, что входит в минимальный состав аппаратной реализации компьютера, назначение основных устройств. Только после этих уроков школьники, особенно у кого вообще не было возможности реально познакомиться с ПК вне занятий, будут работать за компьютером с большим пониманием происходящего и главное со смыслом, а не чисто механически, выполняя указания преподавателя.

Причем хочу отметить, что на сегодняшний момент у кого дома есть ПК, отношение к этой технике в домашнем интерьере большей части как к игрушке, особенно у детей, и редко кто из родителей с детства воспитывает другое, более серьезное отношение к этой технике. Поэтому ранее знакомство ведет к раннему формированию как информационно-технологического мировоззрения, так и более высоким навыкам работы на ПК.

Как же донести учебный материал до учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?

Во-первых, в начале каждой новой темы показывать её связь с предыдущими занятиями, использовать простой и ясный язык, делая логические переходы от одной посылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов – делать это четко, но только там, где это необходимо.

Читайте также:  Не плачу кредит в тинькофф отзывы

Во-вторых, по возможности включать в уроки, заранее подготовленные компьютерные презентации с последовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемым программным средством.

В-третьих, при работе за компьютером у каждого школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику. В-четвертых, в каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда ученики трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.

Тема урока: «Устройство компьютера. Оперативная память»

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

Логика построения урока:

  1. Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке
  2. Актуализация субъектного опыта учащихся, ценностных, личностных смыслов
  3. Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала
  4. Организация осмысления
  5. Первичная проверка понимания нового материала
  6. Синтез: организация первичного закрепления и самостоятельный анализ учебной информации
  7. Применение полученных знаний в практикуме
  8. Рефлексия
  9. Практикум

Триединая дидактическая цель:

а) познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися особенностей построения компьютера, визуального восприятия материала урока; принципа работы оперативной памяти и порядка следования устройств, входящих в состав аппаратной реализации ПК.
б) развивающий аспект: обеспечить развитие дивергентного мышления.
в) воспитательный аспект: обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся.

Цель

  1. Повторить устройства, входящие в состав аппаратной реализации ПК.
  2. Познакомить детей с назначением и принципом работы оперативной памяти.
  3. Учить определять истинность высказываний.

Оборудование:

  1. Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова Учебник – тетрадь «Информатика. 2 класс». 1 часть.
  2. Компьютеры для учащихся и проектор на рабочем месте учителя.
  3. Компьютерные программы к учебнику «Информатика. 2 класс».
  4. Урок – презентация.

Содержание урока

Повторение.

Учитель: Компьютер состоит из отдельных устройств.

Ученик: Это клавиатура. Служит для ввода в память ПК текста и др. символов.

Ученик: Это «мышь». Служит для ввода, но с указанием места ввода на экране монитора.

Ученик: Это монитор. Служит для вывода из памяти ПК на экран текстов и рисунков и др. информации.

Ученик: Это принтер. Необходим для вывода информации из оперативной памяти компьютера на бумагу.

Учитель: Это системный блок, где находятся такие составляющие компьютера, как известные вам с предыдущего занятия – системная плата и процессор, многое другое, с чем познакомимся немного позже.

Учитель: Таким образом, вы назвали ряд устройств, из которых аппаратно реализуется ПК.

Учитель: Назовите, что изображено на слайде №7?

Ученик: Системная плата.

Учитель: Какова её функция, для чего она предназначена?

Ученик: Системная плата объединяет все устройства, подключенные к ПК в единое целое.

Учитель: Давайте проверим правильность ваших рассуждений.

Учитель: Молодцы, правильно.

Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что такое процессор и системная плата. О системной плате мы уже говорили. Давайте вспомним для чего нужен процессор, что он выполняет в ПК.

Ученик: Процессор обрабатывает информацию.

Учитель: Мы с вами повторили пройденный материал, а сейчас приступим к знакомству с новым.

Новая тема.

Учитель: Мы продолжаем с вами работу над высказываниями, учимся определять их истинность.

Учитель: Какие высказывания называют истинными?

Ученик: Высказывания, в которых содержится истина.

Учитель: Приведите примеры истинных высказываний.

Учитель: Задача сегодняшнего урока при работе с высказываниями – научиться определять истинность высказываний с оборотом «Если, . . . то»

Учитель: Откройте ваши тетради на с.43. Читаем 1-ое высказывание. Это высказывание истинное или нет?

Учитель: Верно. Значит какую букву вы впишите в квадратик? /Букву И/

Учитель: Проверим правильность нашего решения и в этом нам поможет наш экран.

Учитель: Как видите, мы сделали всё правильно. Идём дальше. Внимательно читаем следующее высказывание.

После каждого прочтения и вписывания соответствующей буквы.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ» (До последнего высказывания на текущем слайде).

Учитель: А теперь продолжим наше путешествие по Компьютерной Долине, где собирают компьютеры, где много интересного мы узнаем и многому научимся.

Учитель: Переверните страницу вашей тетради. Здесь вы встретились с героями. Продолжая сборку компьютера робот хочет добавить следующий его элемент, который называется Оперативной памятью (далее ОП) и у ребят возник вопрос: а зачем нужна Оперативная память?

Учитель: А вы знаете зачем? Нет? Давайте попробуем в этом разобраться.

Учитель: Во-первых, в ОП хранится информация.

Учитель: А теперь внимание важная информация для запоминания!

Учитель: Информация хранится в ОП в её ячейках. Из ОП процессор берёт информацию и обрабатывает её.

Учитель: Как же выглядит элемент называемый оперативной памятью?

Учитель: Что содержит оперативная память (ОП) в своём составе?

Учитель: На этом слайде вы видите схематично – как выглядит элемент оперативной памяти и что включает в свой состав ячейки памяти, которых чем больше, тем больше информации можно поместить в ОП.

Учитель: Рассмотрим ячейку оперативной памяти.

Учитель: Как вы видите на слайде – ячейка памяти состоит из восьми переключателей, которые изображены знакомыми вам лампочками, так как принцип их работы напоминает работу лампочки («включено», «выключено»). Состоянию «включено» соответствует для переключателя хранение «1», «выключено» для переключателя хранение «0».

Учитель: Внимание правило: в одну ячейку памяти можно записать двоичный код одного символа.

Учитель: В соответствии с этим правилом выполним задание на с.44 под буквой а.

Учитель: Как ответим на поставленный вопрос: сколько ячеек памяти занимает слово МАК?

Ученик: Слово МАК занимает 3 ячейки, так как в этом слове 3 символа.

Учитель: Выяснив про ОП, её компоненты. Наша дальнейшая с вами задача познакомиться, как к системной плате подсоединить элементы ОП. На этом слайде вы видите, как уже установлен процессор и где находятся разъемы для установки элементов ОП.

Учитель: Давайте посетим с вами бюро по сборке компьютеров, и в этом нам поможет виртуальная лаборатория. Здесь, в лаборатории, мы повторим, как подключается процессор к системной плате; увидим принцип подключения к разъемам системной платы элементов ОП.

Закрепление изученного.

Учитель: А теперь, задание для выполнения на странице 45 ваших тетрадей, под буквой с).

Учитель: Что изображено на странице и на слайде?

Ученик: Системная плата, с подключенным процессором.

Учитель: Что ещё есть, как называются эти элементы?

Ученик: Элементы ОП.

Учитель: Сколько их? /4 штуки/

Учитель: Сколько разъёмов вы видите на системной плате? /3 разъема/

Учитель: Значит один элемент ОП – лишний? /Да/ Будем его соединять с разъемом на системной плате? /Нет/

Учитель: Проводим в тетрадях линии, соединяющие элементы ОП с разъёмами на системной плате, тем самым, имитируя подключение элементов ОП к системной плате.

Учитель: Проверим правильность выполнения вами этого задания.

Учитель: С каким составляющим системной платы вы сегодня познакомились?

Ученик: С элементами оперативной памяти.

Учитель: Для чего служит ОП?

Ученик: ОП служит для хранения информации.

Учитель: Что за устройство забирает информацию из ОП для её обработки?

Практическая часть.

Учитель: На этом теоретическая часть нашего урока закончена, переходим к практической части урока. Внимательно смотрим на нашу доску и слушаем, как вы будете работать за компьютером.

Просмотр учащимися режима работыв окне программы «Сборка компьютера «Малыш»

Учитель: Первая группа учащихся идет работать за компьютеры, а вторая группа – выполняет задание в тетрадях на стр.46 №53. Прочитайте внимательно задание под буквой (а) и выполните его, руководствуясь теми сведениями, которые вы получили из предыдущего задания.

Учитель: Первая группа после завершения задания за компьютерами меняется со второй, которая садится работать с той же программой. Первая группа садится и выполняет задание в тетрадях на стр. 46 №53 под буквой (а).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector