Уведомление о приеме на работу бывшего военнослужащего

Уведомление о приеме на работу бывшего военнослужащего

Экспертный ответ

Уважаемые коллеги! На данный вопрос пока нет экспертного ответа.

Вы работаете специалистом по охране труда? Или хорошо разбираетесь в вопросах по охране труда?

Тогда Вы можете стать экспертом на данном проекте. Отвечайте на вопросы и Вы не только смоежете помочь коллегам, но и получить вознаграждение за каждый квалифицированный ответ.

Вознаграждение выплачивается каждый четверг, минимальная выплата 300 рублей. Дать экспертный ответ

Комментарии к вопросу: 17

Уважаемые коллеги, если нет экспертного ответа, Вы так же сможете найти ответ на вопрос в комментариях

Прокуратуры РФ

Удмуртская Республика

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Ингушетия

Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее – гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее – Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее – Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 – 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

– стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

– договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее – Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Читайте также:  Как узнать готовность материнского капитала

Согласно позиции Верховного Суда РФ, если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Аналогичное разъяснение относительно госорганов дает Минтруд России (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421). Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то, по мнению Верховного Суда РФ, направить сообщение можно в любой из них (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Минтруд России в подобных случаях рекомендует направлять сведения в тот госорган, которому переданы функции, осуществление которых входило в прежние служебные обязанности госслужащего (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

Дата размещения статьи: 28.01.2017

Одним из правовых средств противодействия коррупции является установление для государственных служащих, включая военнослужащих, ряда ограничений в реализации их общегражданских прав . Одно из таких ограничений касается реализации права на труд после увольнения с государственной службы. Данный вопрос урегулирован ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
——————————–
Научный анализ запретов и ограничений, связанных с прохождением военной службы, осуществлен в диссертационных исследованиях: Козлов В.В. Правовые ограничения, связанные с военной службой: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2011; Скрипель В.А. Запреты, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2011 (информация о диссертациях приводится по: Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: Моногр.: В 2 т. М., 2011).

С учетом того что согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба является разновидностью федеральной государственной службы, рассматриваемое ограничение права на труд в полной мере распространяется и на граждан, уволенных с военной службы.
Суть данного ограничения применительно к военнослужащим состоит в том, что военнослужащие, замещавшие воинские должности, перечень которых определен соответствующими правовыми актами , в течение двух лет после увольнения с военной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности в период прохождения военной службы, только с согласия аттестационной комиссии, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. В научной литературе такие должности, включенные в соответствующие перечни, вполне обоснованно именуются коррупционно опасными .
——————————–
Такие перечни установлены Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175 "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
Корякин В.М. Коррупциогенность воинских должностей: миф или реальность? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 11; Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуальные проблемы рос. права. 2015. N 12.

При этом указанными выше нормативными правовыми актами установлены следующие обязанности граждан и организаций:
а) граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы;
б) работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 .
——————————–
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Рассмотрим указанные ограничения и обязанности более подробно.
Итак, бывший военнослужащий, замещавший на момент увольнения с военной службы воинскую должность, включенную в Перечень, определенный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 175, в случае поступления на работу в организацию, в отношении которой он в период службы осуществлял руководящие функции, обязан получить на это разрешение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (при условии, если с момента увольнения не истекло 2 года).
Идея получения согласия при приеме на работу бывшего военнослужащего базируется на необходимости недопущения возникновения коррупционных связей между указанным гражданином, уволенным с военной службы, и организациями, с которыми он непосредственно был связан еще при исполнении служебных обязанностей. Именно для того, чтобы у бывшего военнослужащего не возникал соблазн организовать какие-либо преимущества подконтрольной организации с расчетом получить выгодную должность в этой организации после увольнения, в федеральное законодательство и была введена рассматриваемая антикоррупционная норма.
При реализации данной нормы возникают некоторые вопросы. Например, о какой комиссии идет речь применительно к бывшим военнослужащим? В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" вопросы, изложенные в п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (в том числе по реализации рассматриваемой в статье нормы), в отношении военнослужащих рассматриваются соответствующими аттестационными комиссиями.
Рассмотрим далее норму, предусмотренную ст. 64.1 ТК РФ и п. 2 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", согласно которой граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Из анализа содержания данной нормы следует, что гражданин, уволенный с военной службы, обязан сообщать сведения о последнем месте службы в любом случае при трудоустройстве в любую организацию, а не только в ту, в отношении которой он осуществлял руководящие и контрольные функции.
Вызывает также вопросы формулировка "сведения о последнем месте своей службы". Исходя из контекста рассматриваемой проблемы речь идет не только о месте прохождения военной службы как таковом (с точки зрения его расположения в географическом смысле и наименования военной организации), но и о замещаемой должности, включая информацию о том, входила ли эта должность в соответствующий перечень или нет. В целях устранения данной неопределенности предлагается внести соответствующие уточнения в ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Важен также вопрос об ответственности гражданина, уволенного с военной службы, за невыполнение рассматриваемой обязанности, т.е. если при трудоустройстве такой бывший военнослужащий не представит сведения о последнем месте работы или представит искаженные сведения (например, укажет, что замещаемая им должность не входила в соответствующий перечень). Вполне логично предположить, что в случае выявления таких фактов трудовой договор подлежит расторжению. Однако прямо данная норма в законодательстве не закреплена, а действующие основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные ТК РФ, не позволяют их применить в данной ситуации.
В связи с изложенным предлагается внести соответствующие дополнения в ст. 84 ТК РФ, которая регулирует вопросы прекращения трудового договора вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора. Заслуживает также поддержки высказанное в научных публикациях мнение о необходимости расширения круга субъектов состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), таким образом, чтобы к ним был отнесен и сам бывший государственный служащий (военнослужащий), не сообщивший работодателю о том, что он замещал коррупционно опасную должность (согласно действующей редакции указанной статьи КоАП РФ административную ответственность по ней несет только работодатель) .
——————————–
Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 55.

Читайте также:  Простой по вине работодателя оплачивается в размере

Как отмечалось выше, согласно ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы. Порядок такого уведомления регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29, согласно которому сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы. Сообщение направляется руководителю организации по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы, в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество гражданина;
б) число, месяц, год и место рождения гражданина;
в) должность, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
Указанный перечень нуждается, по нашему мнению, в уточнении. Дело в том, что на военнослужащих в период службы трудовые книжки не ведутся, и потому в большинстве случаев при трудоустройстве после увольнения с военной службы трудовые книжки на таких граждан оформляются впервые. Поэтому в п. "в" приведенного выше перечня предлагается указать, что в отношении лиц, проходивших военную службу, наименование должности указывается по сведениям, содержащимся в военном билете гражданина и документах воинского учета.
В случае если с гражданином, уволенным с военной службы, заключен трудовой договор, наряду с указанными выше сведениями также указываются следующие данные:
1) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
2) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия);
3) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
4) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
В случае если с гражданином, уволенным с военной службы, заключен гражданско-правовой договор, то в сообщении указываются следующие данные:
– дата и номер гражданско-правового договора;
– срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));
– предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
– стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
Важно отметить, что, как указывалось выше, за невыполнение рассматриваемой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Для этих целей в КоАП РФ имеется специальная статья – ст. 19.29 (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего). Согласно данной статье привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Следует согласиться с мнением С.Е. Чаннова о том, что возложение обязанности уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора исключительно на работодателя при отсутствии каких-либо обязанностей в этой сфере у самих бывших государственных служащих (военнослужащих) приводит к тому, что на практике зачастую рассматриваемая обязанность не исполняется не в силу стремления осуществлять какие-то коррупционно опасные деяния, а просто потому, что указанные работодатели не подозревают о возникновении у них этой обязанности . Однако незнание закона (а также фактических обстоятельств – в данном случае того, что новый работник замещал коррупционно опасную должность) не освобождает от ответственности. А ответственность эта достаточно строгая – выше мы привели соответствующие нормы КоАП РФ об административной ответственности работодателя.
——————————–
Чаннов С.Е. Указ. соч. С. 52.

Читайте также:  Получение инн белорусам в россии

В связи с изложенным в качестве примера можно привести Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2014 г. N 64-АД14-3 о привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ администрации муниципального образования "Тымовский" за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего. В данном Постановлении Верховный Суд Российской Федерации указал, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной службы, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Так, п. 1 ст. 12 указанной Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе. Согласно подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. Из анализа подп. "e" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, п. п. 1, 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что ограничения и предписания ст. 64.1 ТК РФ направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных служащих в коммерческие и некоммерческие организации .
——————————–
Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5. С. 48 – 50.

Таким образом, действующее трудовое, административное и антикоррупционное законодательство нуждается в совершенствовании и уточнении в части, касающейся регулирования ограничений в трудоустройстве бывших военнослужащих.

Библиографический список

1. Козлов В.В. Правовые ограничения, связанные с военной службой: Дис. . канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2011. 223 с.
2. Корякин В.М. Военное право: антология диссертаций: В 2 ч. М.: За права военнослужащих, 2011. 544 – 560 с.
3. Корякин В.М. Коррупциогенность воинских должностей: миф или реальность? // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2007. N 11.
4. Скрипель В.А. Запреты, связанные с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): Дис. . канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2011. 234 с.
5. Чаннов С.Е. Уведомление о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 12.
6. Чернышева Л.А. Актуальные проблемы заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 5.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector