Увольнение по оргштатным мероприятиям гражданский персонал

Увольнение по оргштатным мероприятиям гражданский персонал

УВОЛЬНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПО СОКРАЩЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ ИЛИ ШТАТА. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В.И. КОВАЛЕВ

Труд гражданского персонала российских Вооруженных Сил зачастую протекает в особых условиях, нежели труд в мирных отраслях экономики страны. К сожалению, несмотря на это, доходы гражданских специалистов армии и флота в лучшем случае находятся на одном уровне с доходами коллег-бюджетников, не входящих в военную структуру государства. О стремительном росте благосостояния, как у военнослужащих, речи и вовсе нет. Сам статус гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации также далеко не на 100% отвечает требованиям армии нового облика, что вызывает массу проблем как для работников, так и для работодателей.
Министерство обороны Российской Федерации, как это следует из поступающих в воинские части, бюджетные учреждения этого министерства директив, телеграмм, указаний, решает вопросы улучшения материального обеспечения гражданского персонала кардинально – путем увольнения (вследствие сокращения численности или штата) работников.
Например, в воинские части поступила телеграмма, подписанная начальником Генерального штаба , о переходе на аутсорсинговую систему обеспечения всех сфер жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, которая предусматривает исключение из штатов подчиненных соединений, воинских частей (до 31 декабря 2011 г.) структурных подразделений, выполняющих несвойственные Вооруженным Силам (обеспечивающие) функции (ремонтно-восстановительные, эксплуатации военной инфраструктуры, автотранспортного обеспечения, организации питания личного состава, заправки ГСМ, банно-прачечного обслуживания, вещевого обеспечения и др.). В эту же категорию попали и дошкольные образовательные учреждения Минобороны Российской Федерации. Предложено всех работников этих структурных подразделений уведомить о предстоящем увольнении на основании ст. 180 ТК РФ.
——————————–
URL: http://psvsrf.ru/news/detail.php? > Аутсорсинг (от англ. outsourcing (outer-source-using) – использование внешнего источника/ресурса) – передача организацией на основании договора определенных функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области.

Сразу следует отметить, что сама по себе телеграмма не является основанием для начала процедур сокращения гражданского персонала. Необходимо внесение изменений в штатное расписание, утверждение их в установленном порядке (или утверждение нового штатного расписания). Именно этот документ позволяет установить, какие именно должности (структурные подразделения) будут сокращены, какие имеются в воинской части вакантные должности, на которые может быть переведен работник. Ознакомление всех работников "авансом" о планируемых сокращениях незаконно и, кроме обострения социальной обстановки в коллективах и массовых обращений в суды, ничего не дает.
Всякое сокращение должно быть реальным, а не фиктивным. ТК РФ предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора сокращение численности или штата работников. И в том и в другом случае сокращение влечет за собой исключение из штатного расписания либо штатных единиц по одноименной должности (профессии, специальности), либо самой должности. Реальное сокращение означает, что для выполнения трудовой функции, т.е. работы по должности, профессии, специальности, которую выполнял сокращаемый работник, не будет принят другой работник.
С учетом изложенных выше обстоятельств вопросы соблюдения прав гражданского персонала, выплаты им положенных компенсаций и предоставления предусмотренных ТК РФ гарантий при увольнении вследствие сокращения численности или штата являются злободневными и актуальными.

Так, работникам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда требуется знание нормативных правовых актов, которые были приняты еще в 30-х г. прошлого столетия, но продолжают действовать и в настоящее время, в части, не противоречащей ТК РФ, и применяются судами при разрешении трудовых споров.
Приведем пример. В воинской части проходят организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением гражданского персонала. Ряд работников имеют неиспользованные отпуска за прошедший рабочий год и пять с половиной месяцев текущего года.
Работодатель безусловно выплачивает компенсацию за полностью отработанный рабочий год, а за оставшиеся пять с половиной месяцев выплачивает компенсацию за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени. Работник, не согласившись с действиями командира воинской части, обратился в суд с требованием выплаты компенсации за второй неиспользованный отпуск полностью. Законны ли требования работника?
Как следует из Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Постановлением НКТ СССР 30 апреля 1930 N 169 с последующими редакциями, которые являются действующими (п. 28), работникам, увольняемым по сокращению штатов и проработавшим не менее 5,5 месяцев, не использовавшим своего права на отпуск, выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск полностью. Данная правовая позиция подтверждена и судебным актом (дело N 33-28981 Московского городского суда).

Много споров возникает и при определении преимущественного права оставления на работе. Как (чем) на практике подтвердить более высокую производительность труда и квалификацию работников? Следует ли работодателю принимать какое-то специальное решение о том, что производительность труда и квалификация работника признаются равными либо, наоборот, один работник уступает другому по данным показателям? Следует ли оценивать данные показатели только применительно к работникам, выполняющим один и тот же круг обязанностей (занимающим одну и ту же должность), или же можно сравнивать показатели разных работников? ТК РФ ответа на вопрос, каким образом определяется более высокая производительность труда и квалификация, не содержит. Для решения этого вопроса имеют значение как уровень образования работника (работник с высшим образованием будет иметь преимущество перед работником со средним профессиональным образованием; с более высоким разрядом – перед работником с меньшим разрядом), так и конкретные результаты работы (например, достижение определенных показателей и результатов в работе). Необходимость выяснения, кто из работников имеет более высокую производительность труда и квалификацию, возникает при сокращении численности работников, когда сокращаются штатные единицы по одноименной должности. При сокращении штата выяснять данный вопрос нет необходимости, поскольку в ТК РФ речь идет о преимущественном праве на оставление на работе, а при сокращении штата исключается сама должность. Согласно ст. 81 ТК РФ работнику, чья должность подлежит сокращению, необходимо предлагать перевод на другую работу.
Особенности увольнения работников в ЗАТО.
Нередко труд гражданского персонала протекает в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), что связано с предоставлением дополнительных гарантий работнику при увольнении. Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" в п. 4 ст. 7 установил право работников предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохранение на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средней заработной платы с учетом месячного выходного пособия и непрерывного трудового стажа.
Вместе с тем в отличие от ТК РФ (ст. 178 и ст. 318) Закон о ЗАТО не предусматривает какого-либо особого порядка сохранения среднего заработка за третий и последующие месяцы. Таким образом, средний заработок следует выплачивать при представлении работником документа, удостоверяющего личность, и трудовой книжки.

Читайте также:  Восстановление пропущенного срока для отмены судебного постановления

Нередко приходится сталкиваться и с ситуацией, когда работающим пенсионерам после начала процедуры сокращения численности или штата работников предлагают уволиться по собственному желанию, объясняя это тем, что нет смысла увольняться по сокращению штата, так как в этом случае компенсации, предусмотренные ТК РФ, им не полагаются, поскольку они получают трудовую пенсию.
Данная позиция работодателя незаконна, хотя подобная практика увольнения работающих пенсионеров очень распространена.
Работнику-пенсионеру не следует соглашаться на увольнение по собственному желанию, поскольку на данную категорию работников распространяются общие правила увольнения при сокращении. ТК РФ не проводит никаких различий между уволенными пенсионерами по старости (по возрасту) и другими работниками.
Таким образом, согласно ст. 178 ТК РФ, пенсионеры, как и другие работники, уволенные в связи с сокращением численности или штата работников организации, имеют право на получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка и на сохранение среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Прохождение службы по контракту в ВС РФ предусматривает специальный перечень оснований для увольнения по инициативе руководства или военнослужащего. Проведение организационно-штатных мероприятий (ОШМ) в части связано с сокращением отдельных должностей или целых структурных подразделений. В этой статье рассмотрим порядок увольнения военнослужащего по ОШМ, и возможные правовые последствия для гражданина.

Что это такое

Проведение ОШМ в военных структурах является обычной практикой и далеко не всегда влечет увольнение граждан со службы. Закон разделяет случаи, когда возможность увольнения будет зависеть от решения командования части, либо возникает обязанность прекратить контракт. При проведении ОШМ командование вправе использовать следующие варианты:

  • вывести гражданина в распоряжение на срок до 6 месяцев – в этом случае за военнослужащим сохраняются все виды денежного довольствия, хотя его должность уже будет фактически сокращена;
  • перевести гражданина на вышестоящую или нижестоящую должность – такой вариант допускается только с согласия военнослужащего, выраженного в рапорте;
  • перевести служащего на равнозначную должность – в этом случае согласие гражданина не требуется, а судебная практика позволяет перевод даже в другую местность.

На практике, удовлетворение рапорта до истечения 6 месяцев реально, если у военнослужащего подходит предельный возраст пребывания на службе, либо командование заранее знает, что предложить другую должность по ОШМ будет невозможно. В этом случае рапорт рассматривается аттестационной комиссией, после чего происходит увольнение по приказу командира части.

Обязанность уволить военнослужащего при ОШМ возникает только по истечении 6 месяцев с момента издания приказа о выводе его в распоряжение. Если командир откажет принимать такое решение, его действия можно оспорить через военную прокуратуру или суд. О порядке процедуры увольнения расскажем ниже.

Как происходит увольнение

Если срок нахождения в распоряжении истек, рапорт военнослужащего о расторжении контракта подлежит удовлетворению. При проведении этой процедуры будут учитываться следующие правила:

  • если выслуга превышает 10 лет, гражданина не могут уволить по ОШМ без предоставления жилья по регламентированным нормам – в качестве альтернативного варианта для приобретения жилья по линии МО РФ могут предоставляться выплаты и военная ипотека);
  • если гражданин увольняется с выслугой более 20 лет, он приобретает право на все виды выплат, пособий и компенсаций, которые положены при зачислении в запас, в том числе на получение жилья от МО РФ или военную ипотеку;
  • пока военнослужащий не будет обеспечен положенными выплатами и жильем, контракт с ним не может быть расторгнут – на весь период расчета гражданин будет числиться в распоряжении части с сохранением денежного довольствия.
Читайте также:  Какие квитанции приходят за квартиру

Точный состав выплат, на которые может рассчитывать военнослужащий по ОШМ, будет указан в приказе командира части, и зависит от количества календарных и льготных лет выслуги. Проверить правильность расчета можно при ознакомлении с материалами личного дела.

Сведения о причинах расторжения контракта будут указаны в личном деле военнослужащего, которое направляется в военный комиссариат по месту жительства. В дальнейшем, гражданин сможет вновь заключить контракт с МО РФ, если не наступил предельный возраст пребывания на военной службе.

Какие выплаты положены при ОШМ

Вне зависимости от оснований увольнения со службы, гражданину гарантирован полный расчет по денежному довольствию, надбавкам и компенсациям, утвержденных нормативными актами. Кроме того, будут предоставлены дни неиспользованного отпуска, либо начисляется соответствующая компенсация в денежной форме.

При наличии выслуги 10 лет, военнослужащий будет обеспечен жильем, получит жилищный сертификат или оформит военную ипотеку на льготных условиях. Кроме того, на протяжении года после увольнения со службы, гражданин будет ежемесячно получать по одному окладу денежного содержания (для расчета используется оклад на момент ухода со службы).

Если выслуга превысит 15 лет, помимо указанных льгот, будет установлена ежемесячная социальная выплата на пятилетний период. На первый год размер выплаты составит 40% от оклада денежного содержания, а за каждый последующий календарный год происходит увеличение на 3%. По истечении пятилетнего срока выплата будет аннулирована.

Наибольший перечень гарантий предусмотрен для военнослужащих, чья выслуга превышает 20 лет. За счет МО РФ можно получить:

  • жилое помещение на весь состав семьи, жилищный сертификат, ЕДВ или военную ипотеку на льготных условиях;
  • право на ежегодную оплату санаторно-курортного лечения, а также на возмещение затрат на проезд к месту отдыха;
  • единовременную компенсацию, которая будет рассчитана исходя из звания и должности на момент увольнения;
  • если у гражданина имелись госнаграды за период военной службы, дополнительно выплачивается два оклада содержания;
  • выплачиваются премии за эффективное исполнение служебных обязанностей (размер выплаты будет определен приказом и составит не более 25% от месячного оклада);
  • назначается ежемесячное социальное пособие по правилам, указанным выше.

Единовременное пособие составит два оклада содержания (при выслуге до 20 лет) или семь окладов (если выслуга превышает указанный период). Также для полного расчета используются права на основной и дополнительный отпуска.

Увольнение военнослужащего по ОШМ — тема, имеющая массу нюансов. В каком порядке и при каких условиях увольнение по ОШМ будет законным, есть ли разница для гражданского персонала, трудоустроенного в воинских подразделениях, какие выплаты должны быть осуществлены по закону?

В каких случаях могут уволить по организационно-штатным мероприятиям?

Организационно-штатные мероприятия (далее — ОШМ) — собирательное понятие, никак не расшифрованное в законодательных актах.

Ссылаясь на ОШМ, могут уволить при таких обстоятельствах:

  • сокращении штатов, причем при отсутствии возможности предоставить другую работу с равной должностью и отказе военнослужащего занять низшую ступеньку;
  • реорганизации, оптимизации, изменении структуры воинского подразделения, предполагающей изменение штата;
  • переименовании должностей по причине изменения номенклатуры в перечнях;
  • выходе на пенсию;
  • признании врачебной комиссией военнослужащего негодным полностью или частично к исполнению прежних обязанностей, но не согласившегося на иную должность;
  • окончании срока контракта и пр.

Выходит, что контрактник в ряде случаев может быть уволен без учета его мнения и желания, а контракт должен будет расторгаться. Планирующий отслужить полный срок, позволяющий оформить пенсию, военнослужащий вынужден круто менять свои жизненные планы.

Увольнение по ОШМ регламентируется такими законодательными актами:

  • Законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Законом от 03.08.2018 № 306-ФЗ, внесшем коррективы в законы о пенсионном и социальном страховании;
  • ТК РФ;
  • Постановлением Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»;
  • Законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

Если все же увольнения избежать не удастся, то важно, чтобы были соблюдены все законные права военнослужащего.

Порядок увольнения

Как указано в п. 2 ст. 34 Указа Президента РФ № 1237, увольнение по одному из оснований, перечисленных в ст. 51 Закона № 53-ФЗ, и в т. ч. по ОШМ, как правило, осуществляется с занимаемых должностей без перехода в подчинение командиров.

Уходят военнослужащие по истечении срока воинской службы или досрочно, если нет возможности занять вакансию по равноценной должности и при отказе согласия на понижение.

Порядок увольнения военнослужащего по ОШМ регламентируется ст. 34 Указа Президента РФ № 1237 и гласит, что высшие офицеры увольняются указами Президента РФ, полковники и капитаны 1 ранга — руководителями федеральных органов исполнительной власти, иные военнослужащие — должностными лицами, наделенными такими правами. Право увольнять младших офицеров досрочно предоставляется лишь главнокомандующим соответствующего рода войск РФ.

Читайте также:  171 Ук рф незаконное предпринимательство

Служащие рядов ВС РФ, армии

Увольнение по оргштатным мероприятиям военнослужащих производится:

  • без рапорта, а только приказом о переводе на равную должность, при этом отказавшийся занимать новую должность военнослужащий будет уволен как нарушивший правила контракта;
  • по рапорту, если речь идет об увольнении по выслуге лет, по состоянию здоровья, в связи с переходом на госслужбу или в другие войска, воинские формирования и органы и пр.

Если в результате ОШМ должность сокращается, то занимавшему ее служащему должны предложить на выбор иные свободные должности, выше или ниже той, которую ранее занимал попавший под мероприятия военный, имеющий право согласиться или отказаться.

Процедура производится в соответствии с законодательством. Если лицо, которому предложили вакансию после сокращения по ОШМ, не пожелало остаться на службе, то ему необходимо рапортовать о желании уволиться по одному из имеющихся оснований.

При увольнении по ОШМ военнослужащего выведут за штат в распоряжение прежнего или нового командира на срок 6 мес., после чего последует расчет.

Гражданский персонал

В ВС РФ трудится масса персонала из числа гражданских лиц, работающих по трудовым договорам. Вся трудовая деятельность этих граждан, в том числе и увольнение по ОШМ, регламентируется Трудовым кодексом РФ.

Руководству воинского подразделения следует подбирать правильную формулировку для увольнения — об этом разъяснено в Приказе министра обороны РФ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации» от 23 мая 1999 г. № 170.

При ликвидации подразделения следует применять п. 1 ст. 81 ТК РФ, при сокращении штата или должности — ч. 2 ст. 81 ТК РФ, при отказе от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора — п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, по соглашению сторон — п. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ, по истечении срока договора — ст. 79 ТК РФ и т.п.

К гражданскому персоналу применимы абсолютно все статьи законов, защищающих права работающих граждан. Так как большинство работников, занимающих штатные должности, предназначенные для гражданского персонала — бухгалтера, психологи, медработники и т. п., являются женщинами, то при их увольнении необходимо соблюдать гарантии, предусмотренные ст. 261 ТК РФ.

К примеру, если женщина мать-одиночка, имеющая несовершеннолетнего ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида, или женщина в статусе замужней имеет малыша до 3 лет, то необходимо иметь в виду, что увольнение по инициативе работодателя в таких случаях незаконно и изыскать возможность для предоставления таким работникам иных рабочих мест.

Какие выплаты положены при ОШМ?

Уволенный по ОШМ военнослужащий имеет право получить такие выплаты и льготы:

  • единовременное пособие, величина которого зависит от стажа службы: при стаже менее 20 лет — в размере 2 служебных окладов, более 20 лет — 7 служебных окладов;
  • если военный не имеет права выйти на пенсию, то на протяжении 12 мес. с даты увольнения ему должны выплачивать ежемесячную помощь в размере оклада по званию;
  • оплату аренды жилья (при отсутствии собственного и в случае непредоставления жилища);
  • состоящий на учете на получение квартиры или на улучшение жилищных условий военный со стажем не менее 10 лет вправе рассчитывать на предоставление жилья или выплаты субсидий.

Ипотека — серьезный стимул остаться в числе служащих ВС. Если контрактник скопил на персональном счете неплохую сумму, достаточную для погашения долга перед банком, и успел набрать нужный стаж для увольнения по выслуге, тогда можно и уволиться.

Важно помнить, что, прекратив службу в ВС РФ, солдат или офицер становится вольным не только от своих обязательств перед Вооруженными силами, но и от той немалой защиты, которую дает служба в армии. Но даже и перестав быть причастным к ВС, бывший военный имеет массу преимуществ, если уйдет не по собственному желанию, а по ОШМ.

Плюсы военнослужащего — участника НИС — с невыплаченной ипотекой в случае увольнения по оргштатным мероприятиям таковы:

  • не обязан возвращать сумму целевого займа на покупку квартиры и получить компенсацию, если выслуга от 10 до 20 лет;
  • вправе воспользоваться накопленными средствами и направить скопившуюся сумму на погашение остаточной задолженности по ипотеке (если стаж превышает 20 лет).

Те из служащих ВС, кто обеспечен жильем и не оформлял ипотечный кредит, накопленные по системе НИС средства вправе забрать и истратить на свое усмотрение. Льготные условия распространяются также на трудоустройство уволенных по ОШМ военнослужащих.

Практика показывает, что бывшие военные быстро адаптируются к гражданской жизни и находят применение своим знаниям и умениям. Увольнение по ОШМ — не самый плохой вариант, ведь при таких серьезных выплатах, льготах и гарантиях можно без излишней спешки найти хорошую работу: военные люди практически всегда ответственные и исполнительные работники.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector