Заказчик вправе отменить проведение запроса предложений

Заказчик вправе отменить проведение запроса предложений

Извещение о проведении запроса предложений по Закону N 44-ФЗ, приглашения принять участие в запросе предложений

Согласно ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений (далее – извещение) размещается заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) не позднее чем за 5 дней до даты проведения такого запроса. Из ч.ч. 10 – 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ следует, что днем проведения запроса предложений считается день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, в течение которого проводится также их рассмотрение и оценка, определение лучшей из таких заявок.

В силу той же ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ наряду с размещением извещения заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений (далее – приглашения) лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязан направить приглашения лицам, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками, подрядчиками, исполнителями (далее – контрагент) условий указанных контрактов в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

Внимание

В случае проведения запроса предложений в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ по причине осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан направить приглашения только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в соответствии с положениями ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям Закона N 44-ФЗ, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса предложений (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Как указано в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2863, в этом случае у заказчика отсутствуют ограничения на направление приглашения принять участие в такой закупке лицу, с которым был расторгнут контракт. При этом приглашение не направляется лицу, с которым контракт был расторгнут, если в извещении установлено требование об отсутствии информации о таком лице в реестре недобросовестных поставщиков, заказчиков, исполнителей на основании ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Извещение должно содержать информацию, перечисленную в ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Подробно содержание извещения рассмотрено в отдельном материале.

Содержание приглашения нормами Закона N 44-ФЗ не урегулировано. Представляется логичным, что оно должно содержать ту же информацию, что и извещение.

Внимание

С момента размещения в ЕИС извещения заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение (ч. 5 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Отметим, что за нарушение сроков размещения в ЕИС извещения ч.ч. 1.2, 1.3, 3 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Кроме того, ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ административная ответственность установлена и за размещение в ЕИС извещения с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, не связанных со сроками размещения.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки " – это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на июнь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки

При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
Читайте также:  В какой тюрьме заключенные носят розовую форму

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.

Запрос предложений – это новая процедура государственных закупок, которая используется заказчиками начиная с 2014 года. Запрос предложений регулируется ст. 83 ФЗ-44.

Законодательное регулирование запроса предложений

Запрос предложений – это такая форма закупки, при которой заказчик направляет потенциальным поставщикам официальный запрос на предоставление предложения по поставляемым товарам, работам или услугам.

Он должен содержать все необходимые требования к объекту закупки и критерии определения победителя. Основные правила проведения этой процедуры содержатся в ФЗ-44 «О контрактной системе..» ст. 83.

Читайте также:  Нумерация приказов через дробь

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Запрос предложений не является основной закупочной формой и проводится в ограниченном числе ситуаций. Часть 2 ст. 83 44-ФЗ содержит перечень случаев, когда компания может проводить торги через запрос предложений. По состоянию на 2018 год с учетом вносимых изменений в 44-ФЗ к таким ситуациям относят:

  • заключение контракта на поставку спортинвентаря и оборудования, спортивной экипировки, которые необходимы для подготовки и участия сборной РФ в Олимпиаде;
  • при закупке товара, услуги или работы по ранее расторгнутому контракту по ч. 9 или 15 ст. 95 44-ФЗ (при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта);
  • при закупках лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии;
  • при признании повторного конкурса несостоявшимся при отсутствии заявок, при несоответствии всех заявок требованиям, при уклонении победителя от подписания контракта (при этом заказчик не обязан проводить новую процедуру через запрос предложений и может выбрать другой вариант);
  • для закупок изделий народных художественных промыслов;
  • для закупок услуг юристов, экспертов и адвокатов при необходимости защиты интересов РФ в международных судах.

Чем отличается запрос предложений от других форм проведения торгов? По своей сути запрос предложений можно рассматривать как упрощенный вариант проведения закупки через конкурс. Но запрос предложений имеет следующие отличия от конкурса:

  1. Закупка имеет более сжатые сроки: 5 дней для запроса предложений (от момента публикации извещения в ЕИС для оглашения результатов) и 20 дней – для конкурсов.
  2. Запрос предложений дает возможность участникам улучшить предложенные ими условия исполнения контракта (при конкурсе возможность подачи окончательных предложений не предусмотрена).
  3. Заказчик имеет большую свободу при отборе критериев оценки заявок и выбора поставщика.

От таких закупочных форм, как запрос котировок и электронный аукцион, запрос предложений отличается дополнительными критериями оценки поступивших заявок, кроме цены контракта.

Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ

При проведении закупок путем запроса предложений предусмотрен следующий алгоритм:

  1. Заказчик создает комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При формировании комиссии заказчику необходимо определиться с ее составом, порядком функционирования, а также разработать и утвердить положение о работе комиссии и привлечь экспертную организацию.
  2. Заказчик готовит документацию для запроса предложений и размещает ее в ЕИС.
  3. Заказчик направляет участникам, которые потенциально могут исполнить контракт, предложения принять участие в закупке (в некоторых случаях, кроме указанных в п. 3 ст. 83 такие извещения не являются обязательными).
  4. Участники готовят и подают заявку на участие в запросе предложений (они могут изменить или отозвать ее в установленные сроки).
  5. Заказчики вскрывают конверты с заявками, рассматривают их и оценивают.
  6. Оглашается лучшее предложение участника, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения контракта.
  7. Подача участниками окончательных предложений, которые могут улучшить предложенные ранее условия исполнения контракта.
  8. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями.
  9. Оценка окончательных предложений и подведение итогов запроса предложений.
  10. Вносится обеспечение по контракту.
  11. Заключение контракта.

Подготовка документации и публикация извещения

Перечень документации по запросу предложений готовится в соответствии с ч. 6 ст. 83.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Извещение о запросе предложений должно содержать следующую информацию:

  1. Общие сведения о закупке: наименование заказчика, его адрес, контактный телефон, ответственное должностное лицо; краткое изложение условий заключаемого контракта; код проводимой закупки; ограничения при определении поставщика; способ определения поставщика; размер и порядок внесения обеспечения.
  2. Требования к участникам запроса предложений и перечень документов, которые они должны предоставить.
  3. Язык предоставления документации по закупке.
  4. Место, дата и время вскрытия конвертов на участие в закупке.
  5. Способы получения документов по закупке, сроки и место их предоставления.
  6. Плата за предоставление информации (если такая предусмотрена).
  7. Сроки и место подачи заявок на участие в закупках.
  8. Преимущества, предоставляемые заказчиком.

Помимо извещения о запросе предложений, заказчик должен разместить в ЕИС документацию, которая содержит указание на следующее:

  • наименование и описание объекта закупки;
  • обоснование начальной цены контракта;
  • требования к содержанию, форме и составу заявок на участие в запросе предложений;
  • информацию о возможности изменения количества товара или объема услуги при заключении и исполнении договора;
  • порядок и сроки отзыва заявок;
  • порядок проведения запроса;
  • сроки для подписания контракта, условия признания участника уклонившимся;
  • критерии оценки заявок и их удельный вес;
  • информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 83, извещение о проведении запроса предложений должно быть размещено в ЕИС как минимум за 5 дней до предстоящего запроса.

Подача заявок

Приглашение принять участие в закупках направляется заказчиком лицам, которые потенциально могут осуществить поставки товаров или выполнить определенные услуги. При этом он обязан направить такие приглашения тем участникам, с которыми в течение последних 18 месяцев перед проведением запроса предложений заключались те же контракты в отношении аналогичных объектов (только если ими были исполнены условия контракта должным образом).

При передаче заявок на участие в запросе предложений стоит учитывать следующие особенности:

  • прием заявок прекращается после наступления установленных сроков;
  • статья 83 не предусматривает отправку запросов участникам для предоставления им пояснений по документации по закупке;
  • форму и состав заявки участники разрабатывают самостоятельно, требования к ним не предусмотрены;
  • заявки передаются в запечатанных конвертах, если такое требование прописано в документации по запросу предложений;
  • требование об обязательной прошивке и нумерации заявки отсутствует.
Читайте также:  План текущего ремонта мкд образец

Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявкой заказчик обязан сообщить присутствующим о возможности внести изменения в заявку или отзыва ее.

Рассмотрение поступивших заявок

В назначенный день, который был указан в извещении, заказчик начинает процедуру вскрытия конвертов с поступившими заявками от участников (или открывает доступ к заявкам, переданным в электронной форме).

По результатам они должны огласить заявку, которая содержит наилучшие условия исполнения контракта.

Заказчик не вправе препятствовать присутствию участников при процедуре вскрытия конвертов. Состав информации, который подлежит оглашению заказчиком при вскрытии конвертов, не разглашается.

По ч. 20 ст. 83 в обязанности заказчика входит обеспечение аудиозаписи вскрытия конвертов и конвертов с окончательными предложениями. Помимо этого, аудиозапись и видеосъемку могут вести непосредственные участники закупки.

Согласно ч. 1 ст. 83, все заявки, поступившие от участников, оцениваются на основании критериев, утвержденных в конкурсной документации. Таблица с результатами оценки должна прилагаться к составленному протоколу запроса предложений.

Оценка и рассмотрение заявок конкурсной комиссией необязательно должны происходить публично, но результаты необходимо огласить перед всеми присутствующими участниками.

При оценке поступивших заявок могут быть учтены стоимостные и нестоимостные критерии. В числе стоимостных критериев можно выделить цену товаров и расходы на их эксплуатацию, ремонт или использование результатов выполненных работ.

Что качается нестоимостных критериев, то допускается учитывать функциональные, качественные и экологические характеристики товаров, а также критерии, связанные с поставщиком (его опыт работы на рынке, опыт в реализации подобных контрактов, наличие необходимых финансовых и кадровых ресурсов и пр.).

Заказчик вправе выдвигать дополнительные критерии для оценки заявок, которые не прописаны в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ (на практике этим правом заказчики пользуются весьма активно). Например, гарантийные обязательства поставщика или сроки поставки товаров.

После того как были оглашены результаты запроса предложений, всем участникам предоставляется возможность представить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня. Если все участники закупки отказались от своего права на представление окончательных предложений, то запрос предложений завершается. Указание на этот факт должно быть прописано в протоколе.

На следующий рабочий день происходит процедура вскрытия конвертов с окончательными предложениями. Участники закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с финальными предложениями.

Если несколько участников предложили окончательные условия, то выигрывает то, которое поступило раньше.

Подписание контракта

Контракт с победителем заключается на тех условиях, которые были предусмотрены извещением о проведении запроса предложений и с учетом предложения победителя. Договор подлежит подписанию не позднее чем через 7 дней после публикации извещения в ЕИС и не позднее 20 дней после подписания протокола.

Обеспечение может быть внесено в размере от 0,5 до5% от цены контракта в виде денежных средств или банковской гарантии.

Если победитель уклоняется от заключения контракта, то заказчик может обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации причиненных убытков и заключить контракт с участником, чьей заявке был присвоен второй номер.

При наличии обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию контракта, одна сторона должна уведомить другую об этом в течение рабочего дня. Сроки подписания контракта при этом могут сдвинуться не более, чем на 30 дней.

Отмена запроса предложений

Согласно ч. 5 ст. 83, после того, как в ЕИС была размещена информация о запросе предложений, заказчик не вправе отменять закупку, вносить правки в извещение или документацию. Это единственная процедура государственных закупок, которая не подлежит отмене после извещения о ней.

Законодательство также предусматривает возможность признания запроса предложений несостоявшимся. Согласно ч. 8 ст. 83, это возможно по следующим причинам:

  1. Если на участие в запросе предложений подана единственная заявка. При этом за заказчиком закреплено право на заключение контракта с единственным поставщиком, если поданная заявка соответствует установленным требованиям.
  2. Если на участие в закупке не поступило ни одной такой заявки. При таком варианте заказчику следует внести изменения в план-график и провести закупку снова.

Сроки хранения документации

Согласно ФЗ-44, вся тендерная документация должна храниться не менее 3 лет. В ее числе все протоколы (рассмотрения заявок, итоговый), аудиозаписи, конкурсная документация и иные документы по закупке. Указанные трехлетние сроки отсчитываются со следующего календарного года за подписанием контракта. Например, сроки хранения документов по подписанным контрактам в 2018 году начинают отсчитываться с 2019 года.

Таким образом, запрос предложений используется для выполнения крупного заказа на наиболее выгодных условиях. Это конкурентный способ для определения поставщика. Его победителем признается тот участник, который наилучшим образом соответствует условиям контракта и требованиям к объекту закупки.

В ст. 83 закона содержится указание на ограниченный перечень ситуаций при которых допускается проведение закупки через запрос предложений. Процедура запроса предложений включает в себя следующие этапы: размещение извещения, прием заявок и их рассмотрение, выбор победителя, внесение окончательных предложений и подведение итогов, размещение итогового протокола в ЕИС и подписание контракта с победителем.

Именно в возможности внесения окончательного предложения, улучшающего условия исполнения контракта, состоит ключевая особенность запроса предложений.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector